ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
23
Декабрь 2022года
Проверки
Личный опыт

На главбуха повесили кражу налички, но ей удалось отбиться от обвинений

Когда главбух из Москвы Ирина Кошкина взяла на аутсорс небольшую компанию, она еще не знала, чем это обернется. Спустя несколько месяцев ее обвинили в краже конверта с деньгами, который она не то что в руках не держала, но даже не видела. Во что вылилась эта история и как главбуху удалось отбиться от необоснованных претензий, она рассказала в этой статье. Берите опыт главбуха на заметку, но надеемся, что он вам не пригодится.

«Казань брал, Астрахань брал, кассу не брал»

Директор и управляющий предприятия, где главбух вела учет, свалили на нее кражу наличных. Но деньги они забрали сами

Меня, в отличие от Ивана Васильевича из популярной гайдаевской комедии, обвинили не в ограблении квартиры Шпака, а в краже налички. Рассказываю, как это было.

Взяла я на ведение учета один ресторан. Условия по договору были такие: мне дают первичку и прочие документы, а я свожу бухгалтерскую и налоговую отчетность. Кассой не занимаюсь — ее ведет управляющий заведения, как принято в общепите.

Проработала я с рестораном 10 месяцев. Спустя это время договор расторгли, и дальше совместной деятельности не планировалось.

После завершения нашего сотрудничества мне стали приходить от директора ресторана СМС о том, что у них якобы пропали деньги. Я на эти сообщения не отвечала: все равно мы больше не работали, я помочь ничем не могла и к этим деньгам отношения не имела. Тем более что конкретных вопросов в этих СМС мне не задавали.

Через три недели после расторжения договора меня неожиданно вызвали в полицию. Оказалось, на меня написали заявление. И сделал это бывший клиент — руководитель того самого ресторана, в котором я вела бухучет последние 10 месяцев.

«Вызвали в полицию, говорили про какой-то конверт с деньгами...»

Я человек законопослушный и, конечно, не ожидала, что окажусь в полиции. Причем не в роли свидетеля, а сразу в качестве подозреваемой.

Полицейский говорил со мной вежливо, но порадовать меня ему было нечем. Так, мол, и так, Ирина, из ресторана пропал конверт с деньгами, руководство считает, что взяли его вы. Вот заявление, там указана ваша фамилия. Что на это скажете?

Я не сразу поняла, что на меня пытаются повесить кражу наличных, которых я в глаза не видела. Но теряться в такой ситуации было нельзя и даже опасно: это могло укрепить веру полицейского в моей виновности. Я взяла себя в руки и воспользовалась всеми своими знаниями законодательства. И знаете, это сработало.

«Выручили знания законодательства и презумпция невиновности»

Прямо в полиции я написала объяснительную в ответ на заявление бывшего клиента. Во-первых, указала, что во время сотрудничества с рестораном я не была материально ответственным лицом — соответствующий договор мы не подписывали. Поэтому и с наличными не работала: этим занимался лично управляющий.

Во-вторых, мои услуги были четко оговорены в договоре бухгалтерского обслуживания. Мне в руки попадали только документы, а не конверты с деньгами.

Кстати, я так и не узнала, сколько именно денег было в том злосчастном конверте. Полицейский сказал, что речь шла о «порядка 200 000 руб.», но точной суммы я не увидела даже в заявлении бывшего клиента.

В-третьих, в объяснительной я сослалась на статью 49 Конституции. Там установлена презумпция невиновности, согласно которой я не обязана доказывать, что не брала чужие деньги. Напротив, тот, кто меня обвиняет, должен доказать обстоятельства, на которые ссылается, — так сказано в статье 56 ГПК.

И еще в объяснительной я написала, что, если клиент хочет установить мою причастность к пропаже денег, пусть обращается в суд. Но тогда к иску ему придется приложить документы, подтверждающие мою вину. Если их не будет, суд с большой долей вероятности оставит иск без рассмотрения.

Думаю, именно из-за документов наши разбирательства с рестораном до суда не дошли. Бывшему клиенту нечего было предъявить судьям в качестве доказательства моей вины, никаких подтверждающих бумаг на руках не было и быть не могло. Поэтому все обвинения в мой адрес так и остались на словах.

Комментирует бухгалтер

Как выяснилось, управляющий и директор ресторана проводили двойные операции с наличкой: что-то отражали по кассе, а что-то клали себе в карман. Собственник бизнеса заметил пропажу. Чтобы снять с себя подозрения, управляющий и директор стали убеждать его, что деньги забрала я. СМС о пропавшем конверте мне присылали как раз для того, чтобы потом в полиции показать: вот, смотрите, мы ей писали. Но я эту наличку даже не видела, о чем твердо заявила в полиции. Презумпцию невиновности еще никто не отменял.

ИРИНА КОШКИНА,
главный бухгалтер, г. Москва

Совет редакции: согласуйте с клиентом четкий список своих задач

Если берете на аутсорсинг клиентов, внимательно читайте в договоре, какие действия от вас потребуются. Согласуйте с клиентом четкий перечень своих обязанностей, а лишние формулировки из договора уберите. Даже если клиент говорит, что составил соглашение по типовому шаблону, это не значит, что в документе может быть указано все подряд.

Чем точнее опишете свое взаимодействие в договоре, тем ниже риск, что вас обвинят в том, чего вы не делали. У главбуха из этой статьи договор с клиентом был составлен четко, и это выручило в полиции, когда ее пытались обвинить в краже денег. В договоре было сказано, что она работает только с документами, на основании которых составляет бухгалтерскую и налоговую отчетность. Этим ее помощь клиенту и ограничивалась.

И еще один совет: аккуратнее с материальной ответственностью. Не подписывайте договор об этом, если в ваши обязанности явно не будет входить работа с наличными и другим имуществом организации. «На всякий случай» такие документы не составляют. Сразу предупредите об этом клиента.