ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Февраль 2025года
Налоги, бухучет и взносы
Главбух в крупном бизнесе

В больших компаниях уже готовятся составлять промежуточный баланс

В 2025 году компании будут составлять промежуточную бухотчетность по ФСБУ 4/2023. Главбух крупной деревообрабатывающей компании Любовь Бутырева рассказала, что перестроит в работе из-за нового стандарта, как ей удается адаптировать бухгалтеров к изменениям и свести к минимуму ошибки коллег.

ЛЮБОВЬ БУТЫРЕВА — главный бухгалтер ООО «СЛДК». Член Института профессиональных бухгалтеров. Имеет четыре диплома, полученных в Институте Сертифицированных финансовых менеджеров (ICFM). Награждена почетной грамотой Минэкономразвития Республики Коми.

ГЛАВБУХ: Любовь Оттовна, как часто вы составляете промежуточную бухотчетность?

ЛЮБОВЬ БУТЫРЕВА: Когда появляется необходимость, но, как правило, ежеквартально. 

А для каких пользователей готовите такие отчеты?

Для внешних пользователей. Обязанность составления промежуточной бухотчетности предусмотрена условиями договоров с банком. У нас есть обязанность по раскрытию информации на фондовом рынке, в соответствии с которой мы формируем и публикуем промежуточную бухотчетность как участники рынка ценных бумаг в качестве эмитента. 

Мы доработаем формы  бухотчетности из ФСБУ под свою компанию

В учетной политике на 2025 год нужно учесть правила ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Вы уже обновили учетную политику? Что нового обычно фиксируете там?

Новая учетная политика у меня еще в разработке. Я придерживаюсь мнения, что в учетной политике надо отражать только те положения, которые предоставляют компании выбор, как вести учет. Если выбора нет, правило однозначное и для всех — добавляю только ссылки на нормативный документ.

Вы сами решаете, что именно закреплять в учетной политике, или советуетесь с аудиторами?

Все решения принимаю сама. У меня есть опыт в качестве аттестованного аудитора, что мне очень помогает в текущей работе. Но всегда прислушиваюсь к мнению проверяющих аудиторов и дополняю учетную политику, если считаю это целесообразным.

А что вам еще нужно сделать, чтобы начать готовить промежуточную бухотчетность уже для внутреннего пользования компании, как того требует новый ФСБУ 4/2023?

Как минимум нам нужно доработать формы бухотчетности, которые приложены к ФСБУ. Они неунифицированные, их можно и нужно подстраивать под компанию.

Сколько бухгалтеров у вас в подчинении?

Штат бухгалтерии сегодня состоит из 16 человек.

Проводите ли вы для бухгалтеров какое-то обучение, чтобы им было легче переходить на новые ФСБУ и адаптироваться к другим изменениям в работе?

Бухгалтеров учим обязательно, и не только при переходе на новые стандарты учета. Как правило, обучение устраиваем ежеквартально. Кроме того, наши бухгалтеры регулярно участвуют в вебинарах — записи оставляем в свободном доступе для всех сотрудников бухгалтерии. Также я постоянно обсуждаю с коллегами новые разъяснения чиновников, значимые судебные решения, прочие документы, которые касаются работы бухгалтерии.

В целом все мое общение с сотрудниками бухгалтерии я могу назвать обучением. Даже обсуждая ошибки сотрудников, я стараюсь показать последствия для предприятия в целом и для коллеги, который дальше работает с документами или информацией. Так у бухгалтеров развиваются системное мышление, аналитический подход, да и просто элементарное уважение ко времени и работе друг друга. Результаты ценные: сокращаются недочеты в ведении бухгалтерского и налогового учета, которые приводят к рискам для компании, уровень взаимозаменяемости сотрудников становится выше. У бухгалтеров появляется возможность карьерного роста внутри компании в результате повышения уровня компетенций.

Удобнее всего контролировать бухгалтеров через инвентаризацию

Как контролируете работу бухгалтеров перед годовой бухотчетностью? На что обращаете внимание в учетной программе?

Мне удобно контролировать бухгалтеров через инвентаризацию. И речь больше не про наличие товарно-материальных ценностей на складе, а про остатки ТМЦ, которые остаются без движения долгий период. Встает вопрос о переклассификации этих ценностей в другие виды активов из-за их невостребованности или невозможности использовать. Инициирую и организую работу, выпуская распоряжение на основании данных инвентаризации, в рамках которого мы с коллегами из производственных и технических подразделений обсуждаем, как будем дальше поступать. 

Аналогично с основными средствами, объектами капитальных вложений, оборудованием к установке. Например, компания уже эксплуатирует ОС, а документы на них не оформлены и в программе такие активы не отражены. Учитывая большой объем строительно-монтажных работ в рамках модернизации нашего комбината, контроль за своевременным отражением фактов и хозяйственных операций в этом блоке пришлось усилить.

При инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности бухгалтеры чаще всего сами находят свои ошибки. Если необходимо, подходят ко мне согласовать свои действия по исправлению ошибок.

Если говорить о финансовом результате, то контроль веду через анализ себестоимости — проверяю, как соотносится изменение по данным бухгалтерского учета с натуральными показателями или другими известными факторами, влияющими на себестоимость. Это касается не только годовой отчетности, но и промежуточной.

Как проводите инвентаризацию? Делаете ли уже фото- и видеофиксацию остатков по правилам нового ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», который вступит в силу 1 апреля 2025 года?

Да, делаем не первый год. В основном на вахтовых участках — в лесу. На комбинате есть отдел внутреннего контроля и режима, сотрудников которого мы включаем в инвентаризационную комиссию. Они и обеспечивают фото- и видеофиксацию. Бывали ситуации, когда мы приобретали у поставщиков запчасти со штрихкодами наших же складов, хотя в учете эти ТМЦ были списаны на ремонт наших комплексов на лесозаготовительных участках. Чтобы подобных случаев не было, мы проводим еще и внеплановые выборочные инвентаризации на отдельных складах с целью контроля сохранности дорогостоящих запасов.

А как вы поступаете, когда находите ошибки бухгалтеров в учете: сами исправляете или просите поправить ответственного за участок?

Сама ничего не исправляю. Разговариваю с ответственным бухгалтером, объясняю, как надо было сделать и в чем заключается ошибка. Обсуждаем с сотрудником дату и способ исправления ошибки. Дальше бухгалтер все исправляет в учетной программе сам. Обязательно проговариваю с ним, к чему эта ошибка привела или может привести, сколько времени ушло на ее обнаружение, пришлось ли привлекать к помощи других коллег. Такой подход позволяет свести к минимуму последующие аналогичные ошибки у этого бухгалтера. Да и в целом он становится внимательнее, старается себя перепроверять.