ещё
свернуть
Все статьи номера
23
Декабрь 2017года
Налоги, бухучет и взносы
По вашим письмам

Об амортизации, списании, консервации и продаже основных средств

Списывать ли с баланса самортизированный объект, если компания продолжает его использовать

Важная деталь

Списывайте основное средство с баланса в момент его выбытия. То есть когда оформляете акт на списание, например по формам № ОС-4, № ОС-4а.

На балансе нашего предприятия есть основное средство — установка лазерной резки металла со сроком использования 10 лет. 31 октября 2017 года последний раз начислили по этому активу амортизацию. На производстве продолжаем его использовать. Списывать ли этот объект с баланса?

ЕЛЕНА МЕЩЕРЯКОВА, гл. бухгалтер (г. Сергиев Посад)

Нет, не нужно. Если срок полезного использования основного средства истек — это не основание, чтобы списать его с баланса. В бухучете объект списывают, если он выбыл или больше не способен приносить компании доходы (п. 29 ПБУ 6/01). Ваша установка находится в рабочем состоянии. Используя ее в производстве, компания получает прибыль. Поэтому продолжайте учитывать ее на балансе и дальше. Не важно, что остаточная стоимость будет нулевой.

ВАДИМ ПОПОВ, эксперт журнала «Главбух»

Какие проводки сделать при продаже основного средства

Хотим продать основное средство. Какие проводки сделать?

ИРИНА ЛЮБЯТОВА, гл. бухгалтер (г. Омск)

Доходы и расходы от продажи основного средства отражают в составе прочих доходов и расходов. Проводки будут такие:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в организации»
списана первоначальная стоимость выбывающего основного средства;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
списана амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
отражена выручка от реализации основного средства по договорной стоимости;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
начислен НДС с выручки от реализации;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость основного средства.
МАРИНА ТОМИЛИНА, эксперт журнала «Главбух».

Начислять ли амортизацию, если основное средство временно не используется

Важная деталь

Выручку от продажи основного средства учитывают в той сумме, которую согласовали в договоре купли-продажи.

Служебный автомобиль руководителя временно не используем. Можно ли продолжать начислять амортизацию в налоговом учете?

НИНА СТАРКОВА, зам. гл. бухгалтера (г. Тула)

Да, можно. Формально у вас нет оснований приостановить амортизацию. Из состава амортизируемого имущества исключают те объекты, которые законсервировали по приказу руководителя больше, чем на три месяца (п. 3 ст. 256 НК РФ). Но есть риск, что налоговики посчитают расходы на амортизацию необоснованными. Ведь компания не использует имущество для получения доходов (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2015 г. № Ф04-20762/2015).

Если ваша компания не планирует использовать автомобиль больше трех месяцев, безопаснее передать его на консервацию. Для этого руководитель издает приказ. В нем указывает срок консервации и мероприятия, которые необходимо для этого провести. Затем составьте акт о переводе на консервацию. Этот документ обоснует затраты и будет основанием приостановить начисление амортизации. Если же основное средство консервируете на срок меньше трех месяцев, то продолжайте начислять амортизацию.

СВЕТЛАНА КУРДИНА, эксперт журнала «Главбух»

Как учесть убыток от продажи основного средства

Важная деталь

Амортизацию по проданному основному средству последний раз начисляют за тот месяц, в котором оно выбывает.

Мы продали основное средство. Но сумма по договору купли-продажи меньше остаточной стоимости. Как отразить убыток в налоговом и бухгалтерском учете?

АННА ПОЛИТКОВА, гл. бухгалтер (г. Кемерово)

В налоговом учете убыток от продажи основного средства учитывайте в прочих расходах постепенно. Разделите его сумму на количество месяцев, которое осталось до конца срока полезного использования. И списывайте ежемесячно равными долями (п. 3 ст. 268 НК РФ, письмо ФНС России от 7 февраля 2017 г. № СД-3-3/738). Начинать нужно со следующего месяца после продажи объекта.

В бухгалтерском учете остаточную стоимость полностью списывают в расходы. Поэтому, если компания применяет ПБУ 18/02, в учете придется отразить отложенный налоговый актив.

ЕКАТЕРИНА НИКИТИНА, эксперт журнала «Главбух»