ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Май 2018года
Налоги, бухучет и взносы
Пожарные расходы

Как учесть расходы на противопожарную безопасность

Генпрокуратура поручила МЧС провести масштабные проверки противопожарной безопасности. Компании к ним готовятся — покупают специальное оборудование и обучают сотрудников технике безопасности. Как списать такие расходы в бухгалтерском и налоговом учете, узнаете из статьи.

Покупка противопожарного инвентаря

В каждой компании должен быть работающий огнетушитель (ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ). Кроме того, компании покупают и другие принадлежности: противопожарный щит, знаки пожарной безопасности. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы на покупку противопожарного инвентаря, читайте далее.

Бухгалтерский учет. Огнетушители и другой противопожарный инвентарь обычно стоят дешевле 40 000 руб. Поэтому учитывайте такие приобретения на счете 10 «Материалы». Проводка следующая:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» КРЕДИТ 60
отражена стоимость огнетушителя.

Если нужно, сделайте записи по начислению и вычету НДС. Расходы на покупку можно списать единовременно проводкой:

ДЕБЕТ 25 (26, 44) КРЕДИТ 10
списаны расходы на покупку огнетушителя.

Возможно, огнетушитель у вас уже есть, но тушащее вещество в нем закончилось или истек его срок годности. Если технические характеристики устройства позволяют, его можно перезарядить новым веществом. Для этого ответственные сотрудники вашей организации обратятся в компанию, которая оказывает подобные услуги. А вы отразите эти расходы такой проводкой:

ДЕБЕТ 25 (26, 44) КРЕДИТ 60 (76)
списаны расходы на перезарядку огнетушителя.

Важная деталь

Огнетушители, как правило, стоят дешевле 40 000 руб. В бухгалтерском и налоговом учете списывайте их сразу.

Налоговый учет. Стоимость покупки противопожарного инвентаря и перезарядки огнетушителей вы вправе списать при расчете налога на прибыль. Сам инвентарь — это материальные расходы компании, а перезарядка огнетушителей — прочие затраты (подп. 3 п. 1 ст. 254, подп. 6 п. 1 ст. 264 НК). Сохраните документы, которые подтвердят покупку или перезарядку: договор с контрагентом, первичку.

На проверке налоговики могут придраться к расходам, если у огнетушителя не будет обязательного сертификата пожарной безопасности (п. 5.27 Норм, утв. приказом ГУГПС МВД от 31.12.1997 № 84). Поэтому будьте готовы подтвердить, что такой сертификат у устройства есть. Информация о сертификате может быть в товаросопроводительных документах от поставщика. Если ее нет, зайдите на сайт производителя устройства. Как правило, производители публикуют сведения о сертификатах или сразу вывешивают их сканированные копии для скачивания.

Расходы на пожарную сигнализацию

Пожарную сигнализацию компании устанавливают, чтобы оперативно информировать сотрудников об угрозе пожара. В учете такой системы есть свои особенности.

Бухгалтерский учет. Все части сигнализации предназначены только для работы друг с другом. По отдельности они функционировать не могут. Поэтому всю систему учитывайте как единый объект. Если общая стоимость всех элементов сигнализации превышает 40 000 руб., то для бухучета это основное средство. Поставьте актив на баланс с кодом ОКОФ 330.26.30.50 «Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура». Ежемесячно списывайте стоимость сигнализации через амортизацию.

Важная цифра

200000
рублей
такой штраф выпишет компании МЧС, если она не соблюдает правила противопожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП).

Еще по этой теме

Как с 2018 года платить и отчитываться за движимые активы. («Главбух» № 7, 2018, 42)

Пожарная сигнализация входит в шестую амортизационную группу, срок полезного использования — от 10 до 15 лет включительно (постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). Как правило, сигнализация, которую вы покупаете и устанавливаете сами, — это движимый актив. Она не часть здания, ее можно собрать и разобрать, перенести из одного помещения в другое.

Покупку всех элементов будущей пожарной сигнализации проведите по дебету счета 07 «Оборудование к установке». Проводка следующая:

ДЕБЕТ 07 КРЕДИТ 60
отражена стоимость поступивших компонентов сигнализации.

Если ваша компания платит НДС, отразите начисление и вычет налога. Дальше стоимость элементов сигнализации перенесите на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Проводка такая:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 07
переданы компоненты сигнализации в монтаж.

Возможно, для монтажа вы платно привлекали подрядчика. Тогда дополнительно сделайте проводку:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
включены в стоимость системы пожарной сигнализации затраты на ее монтаж.

Если нужно, сделайте записи по начислению и вычету НДС. Когда пожарную сигнализацию смонтируют и введут в эксплуатацию, ее общую стоимость отразите по дебету счета 01 «Основные средства»:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
система пожарной сигнализации принята к учету в качестве основного средства.

Налоговый учет. Пожарную сигнализацию, как и в бухучете, отражайте в качестве единого объекта. По мнению судей, нельзя принимать к учету элементы оборудования отдельно, так как они не могут работать самостоятельно (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.07.2015 по делу № А55-5190/2014, оставлено в силе определением Верховного суда от 07.10.2015 № 306-КГ15-13406).

Если сигнализацию вам будет монтировать сторонний подрядчик, убедитесь, что у него есть трудовые и материальные ресурсы, лицензия на деятельность. Иначе налоговики могут признать сделку формальной и отказать вам в расходах и вычетах. Судьи поддержат проверяющих (определение Верховного суда от 05.04.2018 № 306-КГ18-2339).

Оплата обучения технике безопасности

Попросите лицензию у подрядчика, который монтирует пожарную сигнализацию. Иначе рискуете потерять расходы и вычеты

Помимо покупки противопожарных принадлежностей и оборудования не стоит забывать и про технику безопасности. Смотрите, как отразить расходы на платное обучение сотрудников.

Бухгалтерский учет. Обучение сотрудников пожарной безопасности компания проводит в своих интересах. Значит, стоимость такой учебы — это затраты по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). В бухучете сделайте проводку:

ДЕБЕТ 25 (26, 44) КРЕДИТ 76
списаны расходы на учебу сотрудника.

Когда обучение проводит некоммерческая организация, НДС в составе оплаты не будет. Ведь такие услуги налогом не облагаются (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК). Входного налога в расчетных документах вы не увидите. Если образовательные услуги оказала коммерческая компания — плательщик НДС, то она выделит налог в счете-фактуре. Начисление и вычет НДС отразите, как обычно.

Налоговый учет. Затраты на обучение сотрудников по инициативе компании включите в прочие расходы (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК). Но важно, чтобы компания заключила договор с образовательной организацией от своего имени. Когда договор заключает сотрудник, а компания компенсирует ему расходы на учебу, учесть учебу в налоговых расходах нельзя (письмо Минфина от 09.12.2016 № 03-03-РЗ/73562). Кроме договора, важно, чтобы у учебного заведения была лицензия. Убедитесь, что этот документ у обучающей организации есть, и тогда проблем с налоговыми расходами не будет (п. 3 ст. 264 НК).

Сохраните документы, которые подтвердят ваши затраты и тот факт, что оплачивали обучение в интересах компании. Подойдут приказ о направлении сотрудников на учебу, договор с образовательной организацией, акты оказанных услуг, копии дипломов и т. п.

На заметку

Платить ли взносы и НДФЛ, если сотрудники учатся технике безопасности

На стоимость обучения пожарной безопасности страховые взносы не начисляйте (письмо Минфина от 30.01.2018 № 03-04-06/5184). Удерживать НДФЛ с оплаты учебы тоже не надо (п. 21 ст. 217 НК, письмо Минфина от 13.01.2016 № 03-03-06/2/438). Если обучение проходит в интересах компании, то у сотрудника не возникает дохода, а у компании — выплат в рамках трудовых отношений. Раз так, то рассчитывать НДФЛ и взносы не с чего.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Компания приобрела огнетушитель за 3000 руб. Можно ли списать такие затраты в налоговом учете?
Покупка огнетушителя – это материальные расходы компании, которые можно учесть при расчете налога на прибыль. Так как товар стоит дешевле 100 000 руб., его стоимость можно списать в налоговом учете единовременно.
Да.
Нет, такие расходы не входят в перечень разрешенных.