ещё
свернуть
Все статьи номера
14
Июль 2018года
Хочу предупредить
Проверяйте свои расчеты по налогам и взносам. Из-за ошибки в платежке налоговики могут заблокировать счет и начислить пени.
Расчеты
Налоговые платежки

За какие ошибки в платежке компании начислят пени

1ФНС назвала четыре опасные ошибки в платежках
Как и где проверить реквизиты, чтобы не ошибиться
2За невыясненные платежи компания не обязана платить пени
Где посмотреть, куда попали деньги, и что сделать, чтобы не платить лишнего
3Заявление об уточнении платежа поможет избавиться от пеней, но иногда подавать его бесполезно
Как написать заявление. Образец

ФНС на своем сайте рассказала, из-за каких ошибок в платежках деньги оседают на невыясненных платежах и не попадают по назначению. Что это за ошибки, как их не допускать и что сделать, чтобы исправить, узнаете из статьи.

Четыре частых ошибки в платежках, за которые вначале начислят пени

Статус плательщика. Компания указывает статус плательщика в поле 101 платежного поручения. В таблице 1 коды, которые организация использует чаще всего.

Организация статусом плательщика определяет, на какой лицевой счет налоговики отнесут средства. Например, если организация при оплате НДФЛ укажет статус 01, то возникнет недоимка по НДФЛ. Налоговики начислят пени. Ситуацию можно исправить, если компания уточнит платеж (письмо ФНС от 10.10.2016 № СА-4-7/19125). Тогда налоговики пересчитают пени. Ведь налог считают неуплаченным, только если компания ошибется в номере счета и наименовании банка получателя. То есть если деньги не попадут в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК). Как уточнить платеж, читайте далее.

КБК. Компании отражают КБК в поле 104 платежки. Если бухгалтер ошибся в КБК, возникнет недоимка и налоговики будут начислять пени до тех пор, пока бухгалтер не уточнит платеж. Но штрафа за неуплату не будет, ведь деньги все равно попали в бюджет. В этом случае налог считают уплаченным (письмо ФНС от 10.10.2016 № СА-4-7/19125). Чтобы инспекторы учли платеж на правильном КБК и отменили пени, подайте заявление (п. 7 ст. 45 НК, письмо Минфина от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145). Образец.

Таблица 1. Статусы плательщиков
КодДля когоДля каких платежей
01КомпанияВзносы и налоги, кроме НДФЛ, НДС и налога на прибыль налогового агента, взносов на травматизм
02Компания и предпринимательНДФЛ, НДС и налог на прибыль налогового агента
08Компания и предпринимательВзносы на травматизм в ФСС
09ПредпринимательВзносы и налоги, кроме НДФЛ, НДС и налога на прибыль налогового агента, взносов на травматизм

Таблица 2. Что означает каждая цифра в КБК для налогов
1234567891011121314151617181920
ФНСНалогЗависят от вида налогаБюджетВид платежа: налогНалоговые доходы
1821         1000110

Налоговики рассказали, что самая частая ошибка, когда компания ставит нуль в 14-м знаке КБК.

Код состоит из 20 знаков. Первые три знака определяют ведомство, которому адресован платеж. Например, если платите в ФНС, то КБК начнется с числа 182 (приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н). Четвертый знак определяет, что вы платите налог. Следующие семь знаков — какой именно налог. 12-й и 13-й знаки обозначают бюджет, в который зачислят налог. Например, федеральный бюджет — 01, региональный — 02. Знаки с 14-го по 17-й при уплате налогов всегда будут равняться 1000. При оплате пеней по налогам — 2100, налоговых штрафов — 3000. То есть 14-й разряд не может быть равен нулю. Последние три знака с 18-го по 20-й для налогов всегда 110. В таблице 2 — знаки КБК для уплаты налогов, которые не меняются.

Реквизиты получателя. Компании все еще путают реквизиты ФНС и Пенсионного фонда, когда перечисляют страховые взносы. Указывают ИНН и КПП фонда в полях 61 и 103 платежки. С 1 января 2017 года взносы компании платят в налоговую, кроме взносов на травматизм. Поэтому нужно указывать в платежках на оплату пенсионных, социальных и медицинских взносов реквизиты инспекции. Взносы на травматизм компании по-прежнему перечисляют в ФСС.

Причина частых ошибок в реквизитах получателей в том, что бухгалтеры копируют предыдущие платежки, меняют суммы, периоды и отправляют в банк. Периодически проверяйте реквизиты инспекций на сайте ФНС. Для этого зайдите в раздел «Контакты и обращения» на главной странице сайта ФНС, выберите свой регион и инспекцию.

Если ошиблись в ИНН или КПП получателя, налоговики автоматически исправят ошибку (письмо ФНС от 17.01.2017 № ЗН-4-1/540).

Когда компания указала неверный счет получателя, то уточнить платеж не удастся. Потребуется заново перечислить деньги, но ошибочный платеж можно вернуть по заявлению.

ОКТМО. Код зависит от расположения компании, его заполняют в поле 105. Образец ниже. Чтобы узнать или проверить свой ОКТМО, зайдите на сайт ФНС в раздел «Электронные сервисы». Выберите сервис «Узнай ОКТМО». В открывшемся окне введите код ОКАТО или выберите из списка свой субъект и муниципальное образование. Если не получается найти код на сайте ФНС, попробуйте ввести адрес компании на сайте fias.nalog.ru, сервис выдаст ваш ОКТМО. Уточнять платеж не нужно, если ошиблись в ОКТМО, когда платили налоги, которые полностью зачисляются в федеральный бюджет (п. 1 Порядка, утв. приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579).

Реквизиты инспекции
Реквизиты инспекции
Проверьте реквизиты инспекции, в которой стоите на учете, на сайте nalog.ru.
КБК
КБК
Четырнадцатый знак должен отличаться от нуля
ОКТМО
ОКТМО
Проверьте свой код на сайте ФНС в сервисе «Узнай ОКТМО».
Период
Период
Укажите период, за который перечисляете налог.
Дата документа
Дата документа
Поставьте дату подписания декларации. Если ее еще не сдавали, поставьте 0.
Поле 101
Поле 101
Поставьте 01, когда будете перечислять налоги, кроме тех, что перечисляют налоговые агенты. Этот же статус для взносов, кроме травматизма.

Распечатать образец

Рисунок 1. Расчеты с бюджетом

Невыясненные платежи

На главной странице личного кабинета есть данные о невыясненных платежах. Во вкладке «Сведения о расчетах с бюджетом» найдете перечень платежек, которые не попали по назначению.

Подайте заявление на уточнение платежа, если вы самостоятельно нашли ошибку в платежке. Если налоговики не смогут распознать, какой налог перечисляет компания, они обязаны проинформировать ее о необходимости уточнить платеж (приложение № 2 к Порядку, утв. приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579). Например, если компания ошиблась в КБК.

Если получили такое сообщение от налоговой, отправьте заявление. Инспекторы примут решение об уточнении платежа в течение 10 рабочих дней (п. 1 Порядка, утв. приказом ФНС № ММВ-7-22/579). А после этого в течение пяти рабочих дней отправят его компании (п. 7 ст. 45 НК).

Организации, у которых есть личный кабинет на сайте ФНС, увидят в нем решение налоговиков. Компании, которые используют электронный документооборот, получат решение электронно. Остальным вышлют его по почте.

Если у компании нет личного кабинета на сайте ФНС, запросите акт сверки электронно. Например, через своего оператора электронного документооборота.

По страховым взносам уточняют платежи в аналогичном порядке. Если пенсионные взносы уже занесли на индивидуальный лицевой счет сотрудника, уточнить платеж не получится (п. 9 ст. 45 НК).

Заявление об уточнении платежей, которые отправили в фонд до 1 января 2017 года, сдавайте в ПФР или ФСС. Если перечислили деньги позднее, уточняйте платежки по взносам в налоговой инспекции. Исключение — взносы на травматизм. Компании платят их в ФСС и уточняют платежи там же.

Как заполнить и отправить заявление на уточнение платежа

Компании, которые обнаружили ошибки в платежках по налогам или взносам, должны подать заявление об уточнении платежа. Сдайте его в инспекцию по месту учета, приложите копии платежек.

Если компания ошиблась в номере счета и наименовании банка получателя, уточнить платеж не получится. Компания должна самостоятельно вернуть средства и перечислить налог на правильный счет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК). Соответственно и пени налоговики не спишут, их придется оплатить.

Подать заявление можно в личном кабинете на сайте ФНС. Для этого зайдите в личный кабинет и нажмите на «Невыясненные платежи». Откроется окно с перечнем платежей, которые инспекторы отнесли к невыясненным. Выберите платеж и нажмите кнопку «Сформировать заявление на уточнение». По кнопке «Информация о принятых решениях об уточнении платежа» можно просмотреть решения налоговиков. Рисунок 2 ниже.

Рисунок 2. Как подать заявление об уточнении платежа через сайт ФНС

Решение налоговиков

В личном кабинете можно не только подать заявление, но и получить решение налоговиков об уточнении платежа.

Если у вас нет личного кабинета на сайте ФНС, заполните заявление и отправьте его через спецоператора, по почте или отнесите в инспекцию. Образец 2 ниже.

Важная деталь
Важная деталь
Налоговики должны обнулить пени после того, как компания уточнит реквизиты в платежке. Напомните им об этом заявлении.

Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word

Чтобы вернуть деньги, которые налоговики отнесли к невыясненным платежам, подайте заявление на возврат. Также компания может не возвращать средства, а зачесть их в счет налога. Скачайте заявление.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Компания перечисляет налог на прибыль в федеральный бюджет. Какие первые три знака должны быть в КБК?
КБК начнется с числа «182», поскольку налог на прибыль организация перечисляет в налоговую (приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н). Первые три знака определяют ведомство, которому адресован платеж.
182
183