ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
9
Май 2021года
Налоги, бухучет и взносы
Бухучет

Как учесть канцелярку, мебель и запчасти по новому ФСБУ «Запасы»

Новый ФСБУ «Запасы» добавил хлопот бухгалтерии. Аудитор Ирина Лихникевич разобралась со всеми вопросами и делится с вами ответами. Из статьи узнаете, как теперь учитывать канцелярку, запчасти, а также как исправить прошлогоднюю ошибку.

ИРИНА ЛИХНИКЕВИЧ — аудитор, к. э. н., доцент. С красным дипломом окончила Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. По результатам опроса, проведенного журналом «Семинар для бухгалтера», вошла в десятку лучших лекторов Москвы.

Вопрос 1. В прошлом году купили стол за 35 000 руб. и сразу же стали его использовать. На 1 января 2021 года мебель числится на счете 10, в годовой отчетности учтена в запасах. По новому стандарту это ошибка? Годовой баланс уже сдали. Нужно ли его исправлять?

Ответ. Ошибка в бухгалтерской отчетности есть, но новый ФСБУ 5/2019 здесь не при чем. В 2020 году активы со сроком использования более 12 месяцев, но стоимостью меньше лимита учитывались в составе запасов (ПБУ 6/01). Мебель, которую приобрела компания, учли на счете 10 — и это верно. Но когда стол передали в эксплуатацию, его стоимость нужно было списать (ПБУ 5/2001). Проводка следующая:

Важная деталь

Несущественные ошибки, которые обнаружили после утверждения бухотчетности, исправьте в текущем месяце.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
35 000 ₽
списали стоимость стола в момент передачи в эксплуатацию.

Учитывать на счете 10 материалы в эксплуатации — это ошибка. Как ее правильно исправить, зависит от того, существенна она или нет. Критерии существенности компания определяет самостоятельно (п. 3 ПБУ 22/2010). Предположим, что организация в учетной политике установила, что ошибки, искажающие строку отчетности более чем на 5 процентов, — существенные, а все остальные нет. В таком случае, если в строке «Запасы» баланса за 2020 год сумма больше 700 000 руб., ошибка несущественная (35 000 ₽ < 700 001 ₽ × 5%).

Несущественные ошибки, которые обнаружили после утверждения бухгалтерской отчетности, можно исправить в текущем месяце. Результат учитывают в прочих доходах или расходах (п. 14 ПБУ 22/2010):

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 10
35 000 ₽
списали стоимость стола, введенного в эксплуатацию в прошлом отчетном периоде.

Существенные ошибки исправляют иначе: результат относят на нераспределенную прибыль или непокрытый убыток (п. 9 ПБУ 22/2010). Проводка будет в месяце, когда выявили ошибку:

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 10
35 000 ₽
списали стоимость стола, введенного в эксплуатацию в прошлом отчетном периоде.

Отчетность за прошлый год скорректируйте вручную. Без исправления баланса можно обойтись, если вправе применять упрощенные способы бухучета (п. 9 ПБУ 22/2010). Проводки будет достаточно.

Проще

Компания-микропредприятие, которая вправе применять упрощенный бухучет, канцелярку может списывать сразу на расходы.

Вопрос 2. Как провести канцелярку для управленческих нужд?

Ответ. Зависит от того, к какой категории относится ваша организация. Микропредприятия с правом применять упрощенные способы бухучета могут не использовать ФСБУ 5/2019. То есть все затраты на покупку запасов можно сразу списывать в расходы проводкой:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 60
списали канцелярские товары в момент их получения.

Комментарий «Главбуха».  Компания может проводить подобные запасы и через затратные счета 20, 26, 44. Главное, чтобы в конце месяца суммы, которые не относятся к незавершенке, попали на счет 90.

Для остальных компаний, которые не относятся к микропредприятиям, есть два способа учесть запасы для управленческих нужд (абз. 3 п. 2 ФСБУ 5/2019). Первый — стандартный: когда запасы до введения их в эксплуатацию числятся на счете 10. Проводки такие:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
оплатили поставщику канцелярские товары;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Прочие материалы» КРЕДИТ 60
канцелярские товары учли в качестве запасов;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 субсчет «Прочие материалы»
списали канцелярские товары в момент передачи их в эксплуатацию.

Второй вариант учета — упрощенный, при котором запасы списывают в периоде, когда их приобрели. Какой способ выбрать, компания определяет сама. Если решите пользоваться вторым вариантом, определитесь с перечнем запасов, которые будете считать управленческими, например канцелярские товары, бензин и пр. Лучше закрепить этот список в учетной политике. В бухгалтерском учете сделайте следующие проводки:

Важная деталь

В отчетности остатки по счету 10 субсчет «Запасные части» отражаются в составе запасов.

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
оплатили поставщику канцелярские товары;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Управленческие расходы» КРЕДИТ 60
списали канцелярские товары в момент их поступления на склад.

Если вам удобнее собирать информацию о канцелярке на счете 10, можете встроить его в цепочку. То есть принять на учет запасы и сразу же списать их стоимость в расходы.

Решите, как организовать контроль за сохранностью запасов для управленческих нужд. Можно использовать забалансовый счет. Например, сделать проводку по счету 013:

ДЕБЕТ 013
поступили канцелярские принадлежности.

В некоторых случаях целесообразнее наладить контроль без участия бухгалтерской службы. В случае с канцеляркой можно поручить ответственным сотрудникам вести документы, которые отражают движение ценностей, например ведомость учета движения запасов.

Вопрос 3. Как провести запчасти в бухучете?

Ответ. Чтобы правильно учесть запчасти, нужно знать, для чего они предназначены. Запчасти, которые приобрели для текущего обслуживания основных средств, учитывают по правилам для запасов (ФСБУ 5/2019). Используют стандартные проводки:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Запасные части» КРЕДИТ 60
оприходовали запчасти для текущего ремонта основных средств;
ДЕБЕТ 20 (25, 26, 44)
КРЕДИТ 10 субсчет «Запасные части»
передали запчасти для использования в текущем ремонте.

Осторожно

Запчасти для текущего ремонта учитывайте, как запасы. А для модернизации — по правилам капвложений.

Учет будет другим, если запчасти купили, чтобы улучшить характеристики основного средства. Например, когда проводите его модернизацию. В таком случае запчасти относятся к капитальным вложениям (подп. «ж» п. 5 ФСБУ 26/2020). В учете делают такие проводки:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Запасные части для капвложений» КРЕДИТ 60
приобрели запчасти для модернизации основного средства.

В отчетности сальдо на счете 10 субсчет «Запасные части для капвложений» отражается в составе капитальных вложений, то есть в первом разделе баланса.

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
КРЕДИТ 10 субсчет «Запасные части для капвложений»
передали запчасти для модернизации основного средства;
ДЕБЕТ 01  КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
модернизировали основное средство.