ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Февраль 2022года
Налоги, бухучет и взносы
Учетная политика-2022

Сервис по учетной политике, который упростит работу бухгалтеру в 2022 году

Скачайте в сервисе новую учетную политику для малых предприятий на 2022 год. Актуализировать этот документ нужно из-за четырех новых ФСБУ. Если воспользуетесь нашими формулировками, не придется тратить силы на сложные расчеты. Из статьи также узнаете, что исправить в налоговой учетной политике, чтобы избежать неразберихи.

В статье рассмотрим учетную политику для малых предприятий, которые не подпадают под обязательный аудит. Такие предприятия вправе применять упрощенные способы учета (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Это актуально, если вы не хотите делать сложные расчеты по новым ФСБУ.

Пользуемся всеми льготами по учету аренды

Зафиксируйте в учетной политике, что пользуетесь льготами для малых предприятий. Иначе будет считаться, что вы применяете новые сложные правила по полной программе.

Сближаем бухучет основных средств с налоговым

Важная деталь

И на общей системе, и на упрощенке для основных средств проще установить такой же лимит, как в налоговом учете — 100 000 руб.

Лимит. Установите лимит основных средств. Его сумму компания теперь определяет самостоятельно с учетом существенности информации о таких активах. Бухгалтеры спрашивают: есть ли риски, если просто установить лимит, как в налоговом учете — 100 000 руб.? Риски незначительны. Если вас не проверяют аудиторы, то не придется обосновывать им сумму лимита. Другое дело, что опасно вводить такой лимит, при котором у компании не будет основных средств на балансе. Из-за этого могут быть проблемы у ваших покупателей. Ведь налоговики обращают внимание на сделки с поставщиками, у которых нет имущества.

Малоценка. Объекты стоимостью ниже лимита нужно включать в расходы. Укажите, как компания будет их контролировать. Например, отражать на забалансовом учете или в специальном регистре (п. 5 ФСБУ 6/2020). Что еще написать в учетной политике.

Наводим порядок в документах

Сводные документы. Если вы будете составлять сводную первичку по длящимся или повторяющимся операциям, укажите это в учетной политике (п. 9 ФСБУ 27/2021). Например, это может быть бухгалтерская справка по расчету амортизации раз в год.

Исправление бумажных документов. Новые правила требуют зачеркнуть неправильные данные в первичке и вписать правильные (п. 21 ФСБУ 27/2021). Использовать другой способ, то есть выставлять новый документ с датой исправления и правильными данными, нельзя. Если вы использовали такой способ, исключите его из учетной политики. Его можно применять только для электронных документов.

Хранение электронных документов. Новые правила запрещают переводить бумажные документы в электронный вид с целью их хранения (п. 24 ФСБУ 27/2021). То есть нельзя отсканировать бумажную первичку и выбросить ее. Но можно сканировать документы для удобства и одновременно хранить их в бумажной форме.

График документооборота. Новые ФСБУ не требуют утверждать график документооборота (информационное сообщение Минфина от 10.06.2021 № ИС-учет-33). Если компания составляла его для формальности, можно этого не делать. Например, если компания считает, что достаточно выдать работникам инструкции по первичке.

Что поменять в налоговой учетной политике
НалогЧто добавить или изменить
НДСКомпаниям общепита, которые с 1 января применяют льготу по НДС, нужно добавить правила раздельного учета налога (п. 4 ст. 170 НК). Речь идет о ситуации, когда организация проводит как льготные, так и облагаемые операции
Налог на прибыльОбъекты стоимостью от 40 000 до 100 000 руб. компании иногда списывали равномерно, чтобы сблизить налоговый учет с бухучетом (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК). Если организация теперь утвердила в бухучете лимит в сумме 100 000 руб., то удобнее и в налоговом учете списывать такие объекты сразу на расходы. Зафиксируйте это в учетной политике.

Если вы указывали в учетной политике, что амортизировали имущество, полученное в лизинг, исключите это правило. С 2022 года амортизацию начисляет лизингодатель. Но по договорам, заключенным до 2022 года, учет нужно вести по прежним правилам (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ)
 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Бухгалтер вносит изменения в учетную политику компании. Лимит основных средств в бухучете он установил такой же, как в налоговом, то есть 100 000 руб. для единицы активов. Так можно? Малое предприятие не подпадает под обязательный аудит.
Сумма лимита основных средств теперь может быть любой. В том числе и такой же, как в налоговом учете — 100 000 руб. Риски претензий в этом случае незначительны. Но опасно устанавливать лимит, при котором у компании не будет основных средств на балансе. Из-за этого могут быть проблемы у покупателей. Ведь налоговики обращают внимание на сделки с поставщиками, у которых нет имущества. Объекты стоимостью ниже лимита нужно включать в расходы. Бухгалтеру следует указать, как компания будет их контролировать. Например, отражать на забалансовом учете или в специальном регистре.
Можно.
Нельзя.