ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
13
Июль 2022года
Налоги, бухучет и взносы
Вебинар Главбуха

Как установить лимиты ОС и ликвидационную стоимость — советы для практиков

Чиновники уже дают официальные разъяснения по новому стандарту учета основных средств — ФСБУ 6/2020. Как ими пользоваться, чтобы не усложнять учет и при этом не наделать ошибок, рассказала эксперт по бухучету Елена Попова на недавнем вебинаре «Главбуха». Делимся с вами в этой статье.

ЕЛЕНА ПОПОВА — эксперт по бухучету, замдиректора Методического центра Института строительства и жилищно-коммунального хозяйства ГАСИС НИУ ВШЭ. Больше 15 лет преподает бухгалтерский и налоговый учет на курсах повышения квалификации аудиторов. Автор учебных курсов, пособий и рекомендаций в области бухучета и налогов.

Как установить стоимостный лимит основных средств

Когда действовало старое ПБУ 6/01, было так: к основным средствам относили активы, которые предназначались для длительного использования и стоили дороже 40 000 руб. Новый ФСБУ 6/2020 не содержит конкретного стоимостного лимита. Каждая компания устанавливает свой предел стоимости основных средств исходя из критериев существенности (рекомендации Минфина от 18.01.2022 № 07-04-09/2185).

То есть у организаций появилось больше свободы в учете имущества. Если необходимо, компания вправе чаще признавать активы малоценкой и списывать их стоимость сразу в периоде приобретения (письмо Минфина от 15.12.2021 № 07-01-09/102450). А кому-то, наоборот, выгоднее заложить на балансе больше основных средств и начислять амортизацию.

Критерии существенности каждая компания определяет самостоятельно

Например, есть маленькая компания, которая приобретает компьютеры в офис и знает, что будет использовать их много лет, пока они не сломаются. Эти активы она вправе признать основными средствами, начислять и списывать по ним амортизацию. А для другой организации, крупной и финансово развитой, компьютеры — расходный материал. Для нее выгоднее признавать их в составе малоценного имущества. Обе компании могут действовать так, как им удобно, опираясь на новый ФСБУ 6/2020. Но важно помнить о таком моменте. Каждый актив нужно отдельно проверять на соответствие признакам основного средства. То есть, скажем, целую группу компьютеров признавать или не признавать основными средствами нельзя. Нужно проанализировать каждый объект в отдельности (рекомендации Минфина № 07-04-09/2185).

В то же время лимит стоимости амортизируемого имущества для налогового учета остался прежним — 100 000 руб. (ст. 256, 257 НК). Но так как компании сами устанавливают лимит для бухучета, они вправе выбрать и сумму в 100 000 руб., чтобы сблизиться с налоговым учетом. Если вашей компании это выгодно, ФСБУ не запрещает воспользоваться таким вариантом.

Как определить ликвидационную стоимость имущества

Теперь базой для начисления амортизации служит разница между балансовой и ликвидационной стоимостью. Предполагается, что по истечении срока полезного использования объект списывают и ликвидируют или продают. При ликвидации могут возникать активы: запчасти, материалы или иные запасы, в том числе долгосрочные активы к продаже. Также организация несет расходы на демонтаж или разборку объекта. Сумма, которую можно получить за объект в конце срока полезного использования за вычетом затрат на выбытие, и есть ликвидационная стоимость.

Ликвидационная стоимость — это величина, которую бухгалтер определяет субъективно на основании профессионального суждения. При расчете предполагается, что объект уже находится в состоянии, характерном для конца срока полезного использования (п. 37 ФСБУ 6/2020). Как минимум раз в год ликвидационную стоимость нужно пересматривать (письмо Минфина от 04.06.2021 № 07-01-09/43687).

Словарь

Ликвидационная стоимость — это сумма, которую компания получила бы в случае выбытия актива после вычета всех предполагаемых затрат.

Пример. Как рассчитать ликвидационную стоимость основного средства

Допустим, бухгалтеру нужно определить ликвидационную стоимость автомобиля представительского класса. Компания будет его использовать не до полного износа. По запросу бухгалтерии инженерная служба сообщила, что по окончании планируемого срока эксплуатации автомобиля его можно:
— сдать по программе трейд-ин по стоимости 900 000 руб. — по данным местных автодилеров;
— продать за 1 200 000 руб. — по данным сайта продаж автомобилей с пробегом, аналогичным тому, который ожидается на конец срока полезного использования.
На основании своего профессионального суждения бухгалтер устанавливает ликвидационную стоимость автомобиля в размере 1 000 000 руб. Расчет оформляет в виде служебной записки, к которой прикладывает распечатки с сайтов продажи авто и сайтов автодилеров.

Ликвидационную стоимость не амортизируют. Как только балансовая стоимость становится равна или меньше ликвидационной, амортизацию начислять прекращают (п. 30 ФСБУ 6/2020). После окончания срока полезного использования объект продолжает числиться на счете 01 до его фактической ликвидации или продажи. Разница между первоначальной стоимостью актива на счете 01 и начисленной амортизацией на счете 02 составит ликвидационную стоимость.

Ликвидационная стоимость объекта основных средств может быть равна нулю. Это возможно, когда поступления от выбытия актива, в том числе от продажи сопутствующих запчастей, в конце срока полезного использования не ожидаются. Либо ожидаются, но их сумма будет несущественна или ее нельзя определить. Чтобы было удобнее, сразу сгруппируйте основные средства, после выбытия которых компания не получит никаких экономических выгод. Например, какие-то активы износятся настолько, что их невозможно будет продать даже на детали. Для такого имущества можно сразу установить нулевую ликвидационную стоимость.

В профессиональном сообществе существует два противоположных мнения. Одни говорят, что можно по всем активам поставить нулевую ликвидационную стоимость, так будет удобнее. Другие отвечают, что ликвидационная стоимость должна быть у каждого актива. Истина, как обычно, посередине. По каждому активу решите, есть ли у него ликвидационная стоимость. Если да, то какая у нее будет величина. Поставите ноль — стоимость будет нулевая.

Устанавливать ликвидационную стоимость для всех активов по одному лекалу некорректно. Даже у двух автомобилей одной марки может быть разная ликвидационная стоимость в зависимости от намерений компании их использовать. Минфин акцентирует внимание на том, что ФСБУ 6/2020 не ограничивает компании в способах определения ликвидационной стоимости (письмо от 15.02.2022 № 07-01-10/10291). Бухгалтер подбирает их для себя, исходя из особенностей основного средства и опираясь на свое профессиональное суждение.

Что нужно знать про учет ремонта по новому ФСБУ

Учет расходов на ремонт основных средств зависит от того, является он капитальным или текущим, а также от его периодичности и суммы.

Капитальный ремонт с периодичностью больше 12 месяцев. В Минфине объяснили, что считать капремонтом. Это ремонт, при котором восстанавливают исправность объекта и полностью или почти полностью его ресурс (письмо Минфина от 08.06.2021 № 07-01-09/44846, ГОСТ 18322-2016, утв. приказом Росстандарта 28.03.2017 № 186-ст). Новый ФСБУ предписывает учитывать капитальный ремонт как капвложение: либо в стоимости основного средства, либо как отдельный инвентарный объект (п. 10 ФСБУ 6/2020).

Решая, что считать капремонтом, опирайтесь на свое профессиональное суждение

Как именно учитывать капитальный ремонт — в стоимости или отдельно, зависит от периодичности и суммы расходов. Например, возможно, что незначительные по сумме расходы на капремонт будет нерационально учитывать отдельно. Трудозатраты перевесят пользу от такой детализации. В этом случае можно добавить в учетную политику такую формулировку: «Организация на основании принципа рациональности учитывает расходы на капитальный ремонт меньше определенной суммы в составе расходов текущего периода (п. 7.4 ПБУ 1/2008)».

Значительные расходы на капремонт с периодичностью, сопоставимой с оставшимся сроком полезного использования объекта, рационально включить в стоимость основного средства. В этом случае стоимость ремонта будет амортизироваться в составе объекта (абз. 7 п. 6, п. 7, подп. «а» п. 7.1 ПБУ 1/2008). К примеру, если капремонт крыши здания делают раз в 30 лет, а оставшийся срок полезного использования здания — 25 лет, то логично включить расходы в стоимость объекта.

Возможна и такая ситуация. Расходы на капремонт значительны, но периодичность несопоставима с оставшимся сроком полезного использования актива. Например, ремонт оборудования нужно делать раз в три года, а использоваться это оборудование может еще 15 лет. В этом случае учитывайте расходы на основании своего профессионального суждения. Так, если основных средств немного, логичнее отражать расходы на ремонт как отдельный инвентарный объект. Однако если на практике это неудобно и излишне трудоемко, то вы вправе включить расходы на капремонт в стоимость актива.

Капитальный ремонт с периодичностью меньше 12 месяцев. Капремонт с меньшей периодичностью учитывайте в составе расходов текущего периода, по аналогии с текущим ремонтом, о котором поговорим дальше.

Текущий ремонт. Расходы на ремонт можно признать в составе текущих расходов, если затраты нельзя отнести к капитальным вложениям. Такие расходы учитывайте в периоде их появления у компании. Например, речь идет о текущем ремонте или внеплановом, который компания проводит из-за каких-то поломок и аварий (подп. «б», «в» п. 16 ФСБУ 26/2020). Исключение составляет текущий ремонт оборудования, которое организация использует для капитальных вложений. Эти расходы формируют сами капвложения (подп. «г» п. 10 ФСБУ 26/2020).

Шпаргалка

Надо ли скорректировать первичку по основным средствам с учетом нового ФСБУ

Из года в год мы оформляли учет основных средств формами № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-6. Но они заточены под прежние реалии учета активов. Например, в них нет полей, где можно было бы отразить ликвидационную стоимость, которая теперь важный элемент начисления амортизации. У Минфина спросили, надо ли дополнять первичку такой информацией. Вот что говорят чиновники (письмо Минфина от 02.02.2022 № 07-01-09/6894).

Компания вправе включить в первичку дополнительные сведения, которые ей нужны для корректного учета (ФСБУ 27/2021). Но это именно право, а не обязанность. И если организации удобно дополнить свои учетные формы данными о ликвидационной стоимости активов, никто не запрещает так поступить. Главное сохранить в формах все обязательные реквизиты первички, о которых идет речь в Законе о бухучете (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).