Можно ли вести учет аренды по‑старому, если в договоре нет срока
Заключаем договор аренды офиса. Перехода права собственности на офис к нашей компании как к арендатору не планируется, субаренды — тоже. Хотим написать в договоре, что он действует в течение неопределенного срока. Сможем ли в таком случае вести учет аренды по прежним правилам, а не по ФСБУ 25/2018?
Да, если планируете, что договор аренды будет действовать меньше 12 месяцев. И при этом не знаете точно, как долго будете арендовать помещение. В этом случае учет аренды вы сможете вести по прежним правилам, опираясь на принципы из ПБУ 10/99 «Расходы организации», а не на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
Минфин считает, что у каждого договора аренды должен быть срок действия и его нельзя искусственно занижать для ухода от ФСБУ 25/2018 (письмо от 18.01.2022 № 07-04-09/2185). Но ГК позволяет срок не указывать или писать, что договор действует в течение неопределенного времени (ст. 610 ГК). Ведь не всегда стороны знают точно, сколько конкретно продлятся их деловые отношения. Возможно, это именно ваш с арендодателем случай.
Вы вправе не применять ФСБУ, если предположительно речь идет о краткосрочной аренде — меньше 12 месяцев (п. 11 ФСБУ 25/2018). Возможно, вы расторгнете договор раньше этого времени, но не знаете, когда именно, поэтому и срок аренды в договоре не установили. В этом случае можно смело вести учет по правилам ПБУ 10/99. То есть учитывать арендные платежи как расходы компании.
Если же в ваших планах занимать офис долгосрочно и арендодатель не возражает, то безопаснее сразу вести учет по ФСБУ 25/2018. Иначе аудиторы на проверке напишут замечания и попросят сделать исправления в учете, а это трудоемко.
за правильный ответ