Используйте четыре приема, чтобы избежать неловких и опасных ситуаций в общении с проверяющими, партнерами, руководством и подчиненными. Так вы сможете повлиять на мнение собеседника, а заодно сформируете себе имидж искусного управленца. Подкрепите его блистательным выступлением на корпоративе. Психолог Полина Чайкина уверена: это несложно.
ПОЛИНА ЧАЙКИНА — психолог, магистрант факультета психологии МГУ (программа «Психоанализ, психотерапия и консультирование»), автор книги «Синдром самозванца», тренер, спикер. Хобби — хайкинг, металлопоиск, альпинизм. В 2022 году покорила Эльбрус.
Когда пригодится. Главбух и директор — два ответственных лица. Случается, что ваши точки зрения не совпадают. «Мы по разные стороны баррикад» — ситуация опасно-шаткого баланса. Ваш оппонент не услышит важных аргументов и будет гнуть свою линию, которая чревата неприятностями.
Что делать. Алеша Попович, хотя был и богатырь, но врагов побеждал вовсе не силой, а смекалкой. Оставьте ристалища для тех, кому мечом помахать да пар выпустить. Ваша задача — установить взаимопонимание и защитить свои идеи. Задайте себе главный вопрос: «Какова моя цель?»
Как бы вам ни хотелось отстоять свою позицию, повремените с этим. Дайте высказаться собеседнику, не перебивайте. Смотрите на говорящего, иногда понимающе кивайте. Посмотрите на ситуацию его глазами, встаньте в его тапочки. По-настоящему! Скажите себе: «Я действительно понимаю тебя, твои чувства, твои тревоги и опасения. Да, ситуация непростая, но я здесь, с тобой, ради решения, и мое внимание полностью тут».
Не беспокойтесь и не переживайте о том, как это выглядит. Ваша позиция и ваша сила никуда не уйдут. Дождитесь, когда собеседник выскажется и возникнет пауза. Если все сделаете правильно, то почувствуете, что обстановка разрядилась. Каким бы ни был монолог руководителя, внутри себя он чувствует облегчение, что его услышали. Используйте эту точку опустошения и облегчения, чтобы начать свою реплику по формуле:
«Я понимаю ваши тревоги/опасения/чувства. Действительно... Однако нам следует помнить, что сейчас главный приоритет — ... В связи с этим я предлагаю следующий план действий — ...»
Результат. Вы установите контакт и взаимопонимание. В результате проблема может решиться сама собой на ваших глазах, вместо нее появится эффективное решение, принятое совместно.
Когда пригодится. Один коллега опаздывает или не предупреждает о форс-мажорах, другой саботирует инструкцию, а кто-то просто много болтает и мусорит. Нарастают напряжение и недоверие, эффективность отдела (и, кажется, ваша репутация) падает. Но главбух — не няня и принципы рабочей дисциплины взрослым людям повторять не должен.
Что делать. Каковы две-три самые большие трудности в вашем общении с коллегами? Перечислите их. Возможно, кто-то не полностью следует инструкциям и придумывает себе оправдания, много ошибается.
Останьтесь с проблемным коллегой наедине. Убедитесь, что вы в спокойной атмосфере и ровном эмоциональном состоянии. Представьте, что этот человек — не злодей и не враг, а в общем-то хороший и приятный сотрудник. Но при этом есть Страшная Причина, которая заставляет его вести себя странным и спорным образом. Ваша задача — сохраняя хорошее отношение к человеку, выяснить и устранить ее. Установите доверительный контакт и «распакуйте» проблему, вытащите ее на свет. Для этого используйте формулу возврата «Правильно ли я понимаю, что...». Деликатно и нейтрально, с акцентом на чувства собеседника, обозначьте проблему и предположите ее причину:
«Правильно ли я понимаю, что вы нервничаете из-за возможных переработок, которые ждут в конце квартала, и поэтому сейчас часто отвлекаетесь?»
«Правильно ли я понимаю, что вы постоянно опаздываете, потому что что-то происходит сейчас в вашей личной жизни?»
Результат. В 90 процентах случаев вы получите честный ответ. Иногда такой, который не могли предположить. Это платформа для принятия решений и создания договоренностей. Убрав сопротивление и диссонанс в сознании коллеги или подчиненного, вы получаете совершенно иное качество работы и дополнительную энергию в коллективе.
Навыки уверенности и эффективной коммуникации в университетах не преподают. А зря! Слово «главный» в должности подразумевает умение виртуозно вести, контролировать, убеждать и отстаивать. На этом пути вас подстрахуют три основных принципа. 1. Столкновения интересов случаются. Но их всегда можно устранить, если понять точку зрения другого. Тогда появляется оптимальное решение! Даже если вы злитесь или возмущаетесь, не спешите обвинять. Выслушайте собеседника с полным вниманием, как будто от этого зависит нечто очень важное. | 2. Рабочие задачи не всегда выглядят подарком. Чтобы мотивировать сотрудников и сохранять бодрый дух, говорите о возможностях, которые дает то или иное действие для них лично и для всего коллектива. 3. Когда вы сами под пристальным вниманием проверки и нервы вот-вот сдадут, усилием воли переведите свои мысли с тревог о ситуации на точку через один год. Иногда это непросто. Увидьте себя со стороны, как вы волновались и при этом были способны со всем справиться. Потом вернитесь с этим ощущением в сегодняшний день. |
Когда пригодится. Встреча с инспектором мало кого оставляет равнодушным. В этот момент особенно важно не суетиться и контролировать свои эмоции. Вы должны проявить твердость, спокойствие и показать, что вам нечего скрывать.
Что делать. Перечислите 8–10 качеств и характеристик, которые вы особенно хотите приобрести. Ответьте себе на вопрос: «Какой я в момент Х?» Например, «спокойный, уверенный, непоколебимый, способный...»
Найдите героя, фигуру, человека, который наилучшим образом воплощает все эти качества. Например, Риддик. Представьте его фигуру перед собой. А затем сделайте шаг в нее, как бы надевая на себя его кожу. Почувствуйте мурашки по телу и ощущения, которыми заполняете тело.
Результат. Вы обретаете спокойствие и силу своего персонажа. Из этого состояния можно выходить на разговор с проверяющими или в другую стрессовую ситуацию. Для усиления представляйте своего Аватара поблизости, будто он держит вас за плечо или просто сидит рядом. Чувствуйте, как вам передаются его качества, смелость и твердость духа. Пусть это будете вы... но все же немного Риддик!
![]() | Накидайте на бумаге две-три основные идеи, которые вы хотели бы донести до людей в поздравлении: — несмотря на сложности, мы показали высокий KPI и закрылись по году успешно..; — огромная благодарность вам, коллеги, за это время..; — в феврале нас ждет корпоративный выезд... |
![]() | Напишите по два факта к каждой идее. Что именно произошло, происходило, будет происходить. Что прячется под этой формулировкой, какие цифры, какие события. |
![]() | Начните ваш тост с одного из этих фактов. И только потом переходите к вступлению и поздравлению: — 3250 — именно столько отчетов прошло через наши руки за 2022 год. Дорогие коллеги..; — 10 дней в Стамбуле и воздух Босфора ждут нас уже в феврале. Друзья, мы заслужили это, ведь..; — каждое 30-е число месяца я приходил в офис, а на столе меня уже дожидался отчет по отделам. Ваша общая работа, ваша дисциплина... |
![]() | Обратитесь лично к каждому сотруднику по имени и поблагодарите его. Вспомните хорошую историю, связанную с ним, которая произошла в этом году, — как он помог отделу, выручил лично вас. Даже если это мелочь, обязательно вытащите ее на свет и будьте за нее признательны. |
![]() | Спросите себя: «Что именно мне действительно важно?» — и пожелайте именно этого, а не только стандартных здоровья и счастья. Когда мы говорим о том, что по-настоящему дорого, наши слушатели ощущают себя по-иному и покрываются мурашками: — желаю нам быть такими же внимательными друг к другу, ведь успех дела — это команда..; — желаю нам энергии и сил, чтобы достойно пройти..; — желаю вам чувства удовлетворения и счастья в каждом дне. |
Когда пригодится. Главный враг реализации корпоративных решений — человеческий фактор. На каждом этапе выполнения задачи факты могут обрасти мнениями, интерпретациями, личным восприятием участников.
Чем чище факты от субъективных суждений, тем яснее цель и ее проще достигнуть. Руководители Procter & Gamble нашли решение: они ввели в компании систему служебных записок, которая основана на отделении факта от мнения. Многие считают ее причиной точных решений и взрывного роста корпорации.
Что делать. Внедрите в рабочее общение принцип: когда сообщаете информацию, оставляйте только факты. Цифры, наличие или отсутствие чего-либо. Для начала хотя бы устно. Как только уберете лишние эмоции, вы обнаружите, насколько легче стало принимать решения. Проблема без эмоций — это задача, и ее можно решить.
«Акт отправлен сегодня, дедлайн был вчера».
«Теперь Мария будет контролировать дедлайны по этому проекту, я отдала распоряжение».
Результат. Вы ясно доносите требования и получаете своевременное исполнение. Добиваетесь четкости действий и соблюдаете свои интересы.
![]() |