Мы продолжаем нашу рубрику, посвященную 20-летию журнала и словам, которые появились в нашем с вами лексиконе за это время. Поговорим о премиях не только для сотрудников, но и для компаний.
Все уверены, что премия — это прибавка к зарплате. Получил, возрадовался и потратил. Но бухгалтеры знают, что это не всегда так. Есть такая премия, от которой порой достается одна головная боль. И чтобы ее купировать, многие бухгалтеры предпочитают просто отказываться от такого вот бонуса, хотя размер его в настоящее время существенный — в ряде случаев доходит до 30 процентов. Но если от него не отказаться, то возникнет то, с чем ни один бухгалтер не хочет связываться, — разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. А в некоторых случаях (например, когда компания продает актив раньше чем через пять лет после введения его в эксплуатацию) премию эту приходится полностью возвращать государству.
Конечно, вы уже поняли, что речь сейчас идет об амортизационной премии, которая есть в налоговом учете, но отсутствует в бухгалтерском учете. А появилась она в 2006 году.
KPI (Key Performance Indicators) в переводе с английского буквально означает Ключевые Показатели Эффективности. Если говорить проще, по-нашему, это премия к зарплате. Но не просто твердая сумма, которую стабильно из месяца в месяц получает сотрудник, а премия, за которую нужно попотеть. Иначе ничего не получишь.
Суть такая. Руководство разрабатывает для конкретной должности критерии, которые сотрудник должен выполнить. Скажем, продавец должен заключить столько-то договоров, принести компании столько-то денег. Уложился в нормы — премия, не получилось — извини. По бухгалтерам, кстати, сложнее всего установить показатели KPI, поскольку они должны рассчитываться и зависеть от результатов работы, которые можно подсчитать в цифрах за конкретный период (например, 0 руб. налоговых штрафов в квартале). KPI не устанавливают исходя из показателей, достижения по которым руководство может оценить лишь субъективно.