Организации — резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, вправе применять нулевую ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Нулевая ставка действует по 31 декабря 2022 года включительно (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ). Резиденты остальных ОЭЗ, в том числе технико-внедренческих зон, начисляют налог на прибыль в федеральный бюджет по ставке 2 процента (п. 1.2—1 ст. 284 НК).
Резиденты всех особых экономических зон вправе применять пониженную ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет. Эту налоговую ставку в части прибыли от деятельности на территории особых зон региональные власти могут снижать без ограничений. При этом максимально возможная ставка составляет 13,5 процента. Субъекты РФ не вправе вводить дополнительные ограничения по применению пониженной ставки резидентами особых экономических зон (письмо Минфина от 29.10.2019 № 03-03-05/83302).
Чтобы применять пониженные ставки, организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по деятельности на территории особой экономической зоны и за ее пределами. Нулевую ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, можно применять с 1-го числа отчетного периода, следующего за тем периодом, в котором организация получила статус резидента (абз. 5 и 7 п. 1, п. 1.2 ст. 284 НК).
Особый порядок применения пониженных налоговых ставок установлен в ОЭЗ Калининградской области. Размеры ставок зависят от того, когда организации получили первую прибыль от реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ.
В течение шести лет начиная с года, когда была получена первая прибыль, участники проекта применяют нулевые ставки налога. В течение следующих шести лет действуют половинные налоговые ставки. Например, при общеустановленной ставке налога на прибыль в федеральный бюджет 3 процента участники проекта начисляют налог по ставке 1,5 процента. При общеустановленной ставке налога на прибыль в региональный бюджет 17,0 процента участники проекта начисляют налог по ставке 8,5 процента.
Применять льготные налоговые ставки можно только к прибыли от реализации инвестиционного проекта (письмо Минфина от 24.03.2020 № 03-03-06/1/22797). Чтобы определить эту прибыль, организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов (ст. 288.1 НК). Минфин в письме от 24.03.2020 № 03-03-06/1/22799 разъяснил, что не относятся к доходам от реализации инвестиционного проекта:
— стоимость излишков запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;
— проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
Доходы, в том числе внереализационные доходы от иной деятельности, которые не предусмотрены соглашением по особой зоне, облагаются налогом на прибыль по общей ставке. Если организация — резидент ОЭЗ Калининградской области, включенная в реестр после 1 января 2018 года, не получила прибыль от инвестиционного проекта в течение трех лет с момента включения в реестр резидентов, то применять льготные налоговые ставки она сможет с четвертого налогового периода (п. 7.1 ст. 288.1 НК).
Крым и Севастополь. Начиная с года получения первой прибыли от реализации товаров, работ, услуг в течение 10 лет для таких организаций устанавливается нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет. Нулевую ставку применяйте только к прибыли от реализации товаров, работ, услуг, полученной в рамках каждого инвестиционного проекта в СЭЗ. При расчете прибыли учитывайте в том числе внереализационные доходы и расходы, которые возникли в связи со всеми видами бизнеса по каждому инвестиционному проекту в СЭЗ.
Ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, не может быть выше 13,5 процента. Пониженные налоговые ставки применяются при условии ведения раздельного учета доходов и расходов. Такой порядок установлен пунктом 1.7 статьи 284 Налогового кодекса.
ОЭЗ в Магаданской области. Организации — участники особой экономической зоны в Магаданской области вправе применять нулевую ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Кроме того, такие организации вправе применять пониженную ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет. Эту налоговую ставку (в части прибыли по видам деятельности на территории Магаданской области, определенным соглашением с администрацией ОЭЗ) региональные власти могут снижать без ограничений. При этом максимально возможная ставка составляет 12,5 процента.
Для применения льготных ставок организации обязаны вести обособленный учет доходов (расходов) по видам деятельности на территории Магаданской области, определенным в соглашении с администрацией ОЭЗ. Нулевую ставку по федеральной части налога на прибыль можно применять с 1-го числа отчетного периода, следующего за тем периодом, в котором организация приобрела статус участника в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1999 № 104-ФЗ (абз. 6, 7 п. 1 и п. 1.10 ст. 284 НК).
Территории опережающего развития и свободного порта Владивосток (СПВ). Резиденты территорий опережающего развития (далее — ТОСЭР) или СПВ имеют право на нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет. Это право распространяется на организации со статусом резидентов по Федеральному закону от 29.12.2014 № 473-ФЗ или по Федеральному закону от 13.07.2015 № 212-ФЗ, которые одновременно отвечают семи требованиям:
— зарегистрированы на территории ТОСЭР или СПВ;
— не имеют обособленных подразделений за пределами этих зон (письма Минфина от 30.06.2020 № 03-03-06/1/56337, от 26.05.2020 № 03-03-07/43964);
— не применяют специальные налоговые режимы;
— не входят в консолидированную группу налогоплательщиков;
— не относятся к следующим категориям: некоммерческие организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации;
— не признаются резидентами особой экономической зоны любого типа;
— не участвуют в региональном инвестиционном проекте (письмо Минфина от 19.05.2020 № 03-03-05/40868).
В настоящее время ТОСЭР существуют во многих субъектах России, лучше уточнить этот момент в регионе. Часто информацию по теме вывешивают на официальном сайте области или края.
Нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет можно применять с первого года, когда организация получила прибыль от исполнения соглашения о деятельности на территории опережающего социально-экономического развития или на территории свободного порта Владивосток. Эта ставка действует в течение пяти лет.
Первая прибыль резидента ТОСЭР или СПВ — это положительная разница между доходами и расходами от деятельности, которая получена при исполнении соглашения. Ее рассчитывают нарастающим итогом за расчетный период: с момента включения в реестр резидентов ТОСЭР и СПВ и до окончания года, в котором эта разница становится положительной.
Разницу определяйте на последний день каждого года, пока она не станет положительной. Учитывайте все доходы и расходы с даты включения организации в реестр ТОСЭР и СПВ по виду деятельности при исполнении соглашения (п. 3 ст. 284.4 НК).
Ставка налога на прибыль в региональный бюджет может быть снижена (п. 1 ст. 284 НК). В течение первых пяти лет с момента получения прибыли размер ставки не может превышать 5 процентов. Однако в течение следующих пяти лет налоговая ставка не должна быть меньше 10 процентов.
Резиденты ТОСЭР или СПВ вправе применять пониженные ставки, только если выполнены два условия:
— доходы от деятельности по соглашению на ТОСЭР и СПВ составляют как минимум 90 процентов от всех доходов, которые нужно учесть при расчете налога на прибыль. При расчете не учитывайте положительные курсовые разницы, предусмотренные пунктом 11 статьи 250 НК, ни в числителе, ни в знаменателе;
— организация ведет раздельный учет доходов (расходов) от деятельности при исполнении соглашения на ТОСЭР и СПВ и доходов (расходов) от другой деятельности.
Если эти условия выполняются, то нулевую налоговую ставку в федеральный бюджет применяйте ко всей налоговой базе организации, в том числе и к прибыли от других видов деятельности.
А вот пониженные ставки в региональный бюджет применяйте только к налоговой базе от деятельности на ТОСЭР и СПВ. В отношении других видов деятельности применяйте общую ставку (п. 1.8 ст. 284, п. 3—4 ст. 284.4 НК, письмо ФНС от 18.04.2016 № СД-4-3/6723).
Если организация получила статус резидента СПВ в середине года, льготную ставку применяйте ко всей прибыли, которая получена с начала года. Главное выполнять условия статьи 284.4 Налогового кодекса (письма Минфина от 24.05.2017 № 03-03-10/31855, ФНС от 07.06.2017 № СД-4-3/10772).
При утрате права на упрощенку в середине года применять пониженную ставку налога на прибыль как резидент СПВ компания вправе только с начала следующего года. Такие выводы содержатся в письме Минфина от 11.02.2020 № 03-03-06/1/8920.
Если в течение нескольких лет организация — резидент ТОСЭР или СПВ не получала прибыль от льготируемой деятельности, срок применения пониженных налоговых ставок сдвигается.
Количество налоговых периодов, в течение которых организация не получала прибыль от выполнения соглашения | Объем капитальных вложений по соглашению | Количество налоговых периодов, по истечении которых организация сможет применять льготные ставки по налогу на прибыль |
---|---|---|
3 | Менее 500 млн руб. | 4 |
5 | Более 500 млн руб. | 6 |
6 | Более 1 млрд руб. | 7 |
9 | Более 100 млрд руб. | 10 |