Критерии отбора — это конкретные обстоятельства или экономические показатели, которые свидетельствуют о том, что организация находится в зоне риска и может быть потенциальным нарушителем налогового законодательства. Для инспекции такие факторы — это сигнал к тому, чтобы включить организацию в план выездных проверок. Например, основанием для выездной проверки могут стать частые переезды организации с места на место или убытки в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.
В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Инспекция может назначить выездную проверку, даже если совпадает лишь один критерий или вообще ни одного. Например, если налоговая нагрузка или рентабельность ниже среднеотраслевой (см. таблицу ниже).
Критерий | Характеристика критерия |
---|---|
Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли или виду деятельности | Как проверить налоговую нагрузку |
Убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов | Компания работает с убытком не менее двух лет |
Значительные суммы вычетов по НДС | Доля вычетов по НДС в сумме налога, начисленного за 12 последних месяцев, — 89 и более процентов |
Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) | Расходы растут быстрее, чем доходы. Например, в 2019 году компания отразила в отчетности: расходы — 100 000 руб., доходы — 50 000 руб. В 2020 году показатели такие: расходы — 1 000 000 руб., доходы — 90 000 руб. |
Среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности | Информацию о среднем уровне зарплаты можно получить на официальных интернет-сайтах Росстата (www.gks.ru) и ФНС (www.nalog.ru) |
Неоднократное приближение показателей, дающих право применять спецрежим, к их предельному значению | Если в течение года фактический показатель как минимум дважды отличается от предельного значения меньше чем на 5 процентов. К примеру, средняя численность сотрудников компании на УСН несколько раз за год превышала 95 человек |
Заключение договоров с перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических и иных причин | ИФНС учитывает обстоятельства, которые имеют признаки необоснованной налоговой выгоды. Например, если среди контрагентов есть однодневки или у организаций, предоставляющих услуги, нет необходимых ресурсов, мощностей, персонала |
Непредставление пояснений о выявленных ИФНС несоответствиях показателей деятельности | Компания не дает пояснений о выявленных в ходе камеральных проверок ошибках или противоречиях |
Непредставление в ИФНС запрашиваемых документов или наличие информации об их уничтожении, порче и т. п. | Компания не обеспечивает сохранность учетных данных и документов, необходимых для расчета и уплаты налогов, не восстанавливает документы, утраченные при форс-мажорных обстоятельствах |
«Миграция» между ИФНС (организация часто меняет местонахождение и переходит из одной ИФНС в другую) | Проверяющие обратят внимание, если после госрегистрации организация дважды меняла свое местонахождение или сменила местонахождение во время выездной проверки |
Отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня рентабельности по виду деятельности | Соотношение между прибылью и себестоимостью продукции или стоимостью активов, по данным бухучета, меньше среднеотраслевого на 10 и более процентов |
Выездной проверки можно избежать, если не игнорировать сообщение ИФНС о возможных нарушениях НК и приглашение в инспекцию для самостоятельного уточнения налоговых обязательств. ИФНС может прислать приглашение после проверки критериев и до назначения выездной проверки. Если не придете в инспекцию, то организации гарантированно назначат выездную проверку (письмо ФНС от 10.03.2021 № СД-19-2/141).
Налоговая нагрузка. Показатели налоговой нагрузки по основным видам деятельности приведены в приложении № 3 к приказу ФНС № ММ-3-06/333 и на сайте nalog.ru в разделе «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».
Рентабельность. Показатели среднеотраслевой рентабельности по основным видам деятельности приведены в приложении 4 к приказу ФНС № ММ-306/333 и на сайте nalog.ru в разделе «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».
Другие критерии. Перечень критериев не исчерпывающий. При отборе на выездную проверку налоговые инспекторы учитывают и другие обстоятельства. В частности, вероятность получения организацией необоснованной налоговой выгоды (раздел 4 Концепции, утв. приказом ФНС № ММ-3-06/333). Признаки необоснованной налоговой выгоды приведены в постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53. Кроме того, проверяющие учитывают информацию от граждан, организаций, предпринимателей и контролирующих ведомств о выплате зарплаты в конвертах и о фактах отказа от заключения трудовых договоров.
Важная деталь
Только 4 процента компаний обошлись без доначислений после выездной.
Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации.
Инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2 НК. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.