При выездной проверке инспекторы не могут находиться на территории организации больше положенного времени.
Общий срок. По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК).
При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК). НК не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях — до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК).
Срок проведения выездной налоговой проверки — это период со дня вынесения решения о назначении проверки до даты составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК).
2 месяца —
общий срок налоговой проверки
Отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки. Рассмотрим, как это работает, на примере.
Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена, поскольку дата вынесения решения является точкой отсчета для определения общей продолжительности налоговой проверки. Об этом сказано в письме ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853.
Продление. Основания для продления выездной налоговой проверки с двух до четырех или шести месяцев:
— принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
— наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
— получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
— наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводят проверку (наводнение, пожар и т. д.);
— непредставление или несвоевременное представление организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки;
— активное противодействие выездной проверке;
— составление акта о воспрепятствовании доступа проверяющих на территорию организации;
— непредставление или несвоевременное представление банком, контрагентом или третьим лицом документов и информации, необходимых инспекции для проведения выездной проверки;
— неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля по делу о налоговом нарушении;
— неявка переводчика;
— непредставление в срок экспертом экспертного заключения.
Перечень случаев, когда ИФНС может продлить срок выездной проверки, строго ограничен. Об этом говорится в пункте 2 приложения 6 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
Если руководитель ФНС назначил большое количество контрольных мероприятий — допросы свидетелей, запрос документов и информации у третьих лиц и т. д., он также вправе на законных основаниях продлить проверку. Правомерность такого подхода подтверждает арбитражная практика (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.04.2019 № Ф05-5015/2019).
Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель вышестоящего налогового органа или его заместитель примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении. Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 6 к приказу ФНС № ММВ-7-2/628.
ИФНС вправе неоднократно продлевать выездную проверку по одному и тому же основанию. Например, сначала до четырех месяцев, а потом — до шести. Признать неоднократное продление незаконным организация не сможет (определение Конституционного суда от 09.11.2010 № 1434-О-О).
Важная деталь
Инспекторы могут как продлить, так и приостановить проверку.
Приостановление. Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки.
После возобновления проверки отсчет срока продолжится. Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется — с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК).
Основания. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям. Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостановление проверки на основании пункта 9 статьи 89 НК возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:
— запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
— получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
— провести экспертизу;
— перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.
Ограничения. В отношении приостановления действует только два ограничения.
1. Приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.
2. Общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 НК.
Полномочия ИФНС в период приостановления проверки. В период приостановления проверки на основании абзаца 9 пункта 9 статьи 89 НК инспекция:
— не может запрашивать документы у проверяемой организации;
— должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
— обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.
Ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395.
6 месяцев —
максимальный срок приостановки
Налоговая служба обосновывает позицию ссылкой на пункт 26 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение — эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892).
Если до даты приостановления выездной проверки инспекция затребовала документы, представьте их в установленный срок. Приостановка выездной проверки не влияет на обязанность налогоплательщика подать в ИФНС документы, запрошенные ранее. Разъяснения об этом — в письмах УФНС по Москве от 30.04.2021 № 14-24/064139, ФНС от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892, Минфина от 28.06.2013 № 03-02-07/1/24644 и в пункте 26 постановления ВАС от 30.07.2013 № 57.
В период приостановления выездной проверки инспекторам не запрещено запрашивать документы по конкретным сделкам по статье 93.1 Налогового кодекса. Ревизия сделок вне рамок налоговых проверок — самостоятельный вид контрольных мероприятий. Он не связан с выездной проверкой. Об этом сказано в письме ФНС от 03.09.2021 № СД-4-2/12530.