Ваш директор — человек настроения: сегодня он весел и открыт к общению, а уже завтра в его кабинет страшно зайти даже по срочному делу. Как уживаться с таким начальником, знает практикующий психолог Алена Ходзинская. Ее советы помогут вам сохранять на работе спокойствие и не реагировать на эмоциональные перепады директора.
АЛЕНА ХОДЗИНСКАЯ — практикующий психолог и редактор крупного образовательного проекта Группы Актион. Ведет популярный блог про психологию, где разбирает жизненные ситуации, с которыми может столкнуться каждый из нас.
Был у меня начальник, с которым весь коллектив чувствовал себя в напряжении. Каждый день атмосфера в офисе была разной, и от наших рабочих результатов это мало зависело. Сегодня начальник мог наорать просто потому, что не выспался. А завтра, наоборот, осыпал нас комплиментами, приносил угощения и общался вполне дружелюбно. Он не был плохим человеком. Просто настроение у него менялось, как погода в Питере. Мы не знали, какой он на самом деле, и долгое время не могли выработать безопасную тактику общения с ним.
Некоторые мои коллеги не выдерживали этих ежедневных эмоциональных качелей. Ведь на работе мы проводим большую часть времени, и каждый день стрессовать из-за начальника — то еще испытание. Люди увольнялись, приходили новые, часть из них потом тоже увольнялась. И все это происходило не из-за низкой зарплаты или самой работы. Причиной увольнений был наш нестабильный начальник.
Думаю, если у вас такой же руководитель, эту его нестабильность вы наверняка уже заметили. Посмотрите в памятке ниже основные признаки, которые указывают на переменчивость директора. Анализировать, с чем связаны его частые перепады настроения, мы сейчас не будем. Причин много, это в том числе и расстройство психики. Например, дома директор ведет себя, как абьюзер, и это поведение переносит в деловую жизнь.
Я расскажу, как уживаться с эмоционально нестабильным начальником. Ведь когда сама работа нравится и приносит хороший доход, жалко бросать ее только из-за того, что директор — сложный человек. Подстраиваться под его настроение вы не обязаны, но помочь себе не выгореть эмоционально — необходимо. Вот пять советов, которые в этом помогут. Они на первый взгляд простые, но работают. Мы с бывшими коллегами проверили это на себе.
1. Директор может быть добрым, заботливым, отзывчивым. Но если кто-то его разозлит или он просто не выспится, на глаза ему лучше не попадаться. 2. В плохом настроении директор может отругать даже за качественно выполненную работу. 3. Когда директора нет на месте, в офисе царят мир и покой. Но когда он появляется, атмосфера в коллективе становится натянутой. | 4. Директор не любит извиняться. Даже если он накричал и грубо нарушил личные границы сотрудника, он максимум сделает вид, что ничего и не было. 5. Дает одни задачи, а спрашивает с работников совсем по другим. 6. Не отказывает себе в неконструктивной критике сотрудников, может делать это публично и в грубой форме. |
Совет 1: не принимайте на свой счет. Я понимаю: когда начальник накричал, сложно не чувствовать себя виновником такого поведения. Но запомните одну вещь: вы взрослый человек и на работу вас взяли за вашу экспертность. Даже если вы действительно где-то ошиблись, это не дает директору права на вас кричать. На работе принято общаться в деловом тоне, а не криком. Нецензурная брань тем более недопустима. Люди, у которых есть сложности с самоконтролем, этого зачастую не понимают, но изменить директора вы все равно не сможете.
Всегда говорите себе, что неприятные высказывания директора на самом деле не имеют к вам отношения. А если чувствуете, что все-таки завелись, полезно посидеть в тишине, поделать с закрытыми глазами дыхательные упражнения. Они успокаивают и помогают отогнать от себя негативные мысли.
Совет 2: берегите личные границы. Важно для себя четко разделять рабочее и личное. Обсуждайте с руководителем только рабочие вопросы, старайтесь минимизировать общение на личные темы. И не меняйте собственную линию поведения в угоду начальнику.
Совет 3: не поддавайтесь манипуляциям. Вам некомфортно с директором из-за тех эмоциональных качелей, на которые он вас ежедневно затягивает. Смотрите сами. Когда он настроен дружелюбно и хвалит вас, вы, сами того не замечая, попадаетесь на этот крючок и начинаете ему доверять. Потом он ведет себя ровно наоборот, и вы испытываете разочарование, обиду, опустошение. От этих постоянных эмоциональных качелей вы внутренне выгораете.
Чтобы избежать выгорания, постарайтесь не попадать на крючок похвалы и одобрения, чтобы потом не расстраиваться. Относитесь к позитивным проявлениям директора спокойно, не вдохновляйтесь. Лучшая стратегия общения с переменчивым начальником — одинаково ровно реагировать как на похвалу, так и на спонтанные недовольства.
Совет 4: сосредоточьтесь на работе. Когда мы увлечены делом, мы не акцентируемся на том, что происходит вокруг. Конечно, мы замечаем происходящее, но оно нас не так сильно волнует. Именно акцент на работе позволит вам сохранять внутреннюю стабильность, в каком бы настроении не пришел в офис директор.
Совет 5: избегайте лести и наигранности. Не стоит заискивать перед начальником, пытаясь переключить его с раздражения на позитивный настрой. Это не поможет: люди чувствуют фальшь в общении. Лучше искренне поблагодарить его, когда есть за что.
Не спорить, а приводить аргументы. Старайтесь уводить споры с начальником в конструктивное русло. Если уверены, что правы, подкрепите свою позицию конкретными фактами. Это охладит директора и поможет устранить разногласия. | Записывать указания директора. Переменчивые люди часто переворачивают все с ног на голову: «Я этого не говорил, я просил о другом». Дословно записывайте задания директора, чтобы при случае доказать, что вы все сделали так, как он сказал. | Подключать чувство юмора. Корректные и уместные шутки способны разрядить напряженную обстановку. Ведь даже самый неприятный начальник любит иногда посмеяться. Шутите, но делайте это так, чтобы не затрагивать личность директора. |