
Прежде чем судиться с проверяющими, подайте жалобу — теперь без этого не обойтись
С 1 января 2023 года изменился порядок обжалования решений по некоторым проверкам. Теперь, прежде чем обратиться в суд, компании и ИП должны подать досудебную жалобу. Если этого не сделать, суд не примет заявление. О том, каких проверок это касается и как пожаловаться на контролеров, читайте в статье.
Еще по этой теме
Пять подсказок про жалобы на налоговиков от бывшего инспектора.
Что изменилось в обжаловании проверок
С 1 июля 2021 года обязательное досудебное обжалование решений проверяющих, а также их действий или бездействия распространялось только на виды контроля из особого перечня (постановление Правительства от 28.04.2021 № 663). В него входят пожарный и санитарно-эпидемиологический надзор, контроль в области защиты прав потребителей, за обработкой персданных, за соблюдением трудового законодательства и др.
С этого года вступило в силу общее правило, по которому компании и ИП могут обратиться в суд только после досудебного обжалования (ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Теперь этот порядок распространяется не только на виды контроля из перечня, но и на другие проверки. В частности, на проверки ККТ (сообщение на сайте ФНС от 23.03.2022). Но это не относится к процедурам, которые проводят по КоАП. То есть в порядке обжалования постановлений или решений о возбуждении административных дел изменений не произошло. Это нам подтвердили в ФНС.
Есть и другие исключения (ч. 4, 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ). Например, новые правила досудебного обжалования не относятся к налоговому контролю. Поэтому обжалуйте результаты камеральной или выездной проверки в прежнем порядке (п. 2 ст. 138, ст. 139 НК).
На практике суть обязательного досудебного обжалования вот в чем. Если компания или ИП не согласны с итогами проверки или действиями проверяющих, они вправе обратиться в суд. Но сначала нужно подать досудебную жалобу. Если пропустить этот этап, суд откажется принимать исковое заявление.
Смотрите, как теперь обжаловать результаты проверок в области ККТ. Точно так же можете действовать, если не согласны с решениями пожарных или трудинспекторов.
Шпаргалка
Что указать в жалобе, которая касается проверок ККТ
1. Наименование ИФНС, Ф. И. О. инспекторов, решение или действия которых обжалуете. 2. Ф. И. О., место жительства или осуществления деятельности ИП. 3. Наименование и адрес организации-заявителя либо реквизиты доверенности и Ф. И. О. доверенного лица. 4. Желаемые способы взаимодействия с инспекцией на время рассмотрения жалобы и получения решения по ней. | 5. Сведения об обжалуемом решении. 6. Основания и доводы, подтверждающие документы, если компания ими располагает. 7. Требования заявителя. 8. Учетный номер проверки. Выберите его из Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий →proverki.gov.ru |
Как обжаловать результаты проверки ККТ
Если не согласны с итогами проверки, подайте жалобу через Госуслуги (ч. 1 ст. 40 Закона № 248-ФЗ, п. 41 Положения, утв. постановлением Правительства от 28.02.2022 № 272).→knd.gosuslugi.ru
Срок для подачи жалобы зависит от того, какой документ хотите оспорить:
— решение — 30 календарных дней со дня, когда компания или ИП узнали или должны были узнать о нарушении прав;
— предписание — 10 рабочих дней с момента его получения.
Чтобы подать досудебную жалобу, пройдите три шага.
Шаг 1. Проверьте наличие подтвержденной учетной записи на Госуслугах и электронной подписи. Жалоба организации должна быть подписана усиленной квалифицированной ЭП. Предприниматель вправе завизировать жалобу простой ЭП.
Шаг 2. Составьте жалобу. Типовая форма из приказа ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645 в этом случае не подходит — она касается налоговых проверок, а не проверок ККТ. Но можете составить жалобу в произвольном виде. Главное учтите обязательные требования к ее оформлению (ст. 41 Закона № 248-ФЗ). Какие сведения в ней должны быть, смотрите в шпаргалке.
Шаг 3. Отправьте жалобу через Госуслуги. После этого на портал придет уведомление о ее регистрации. В нем увидите регистрационный номер и дату регистрации жалобы, наименование ведомства, в котором ее зарегистрировали, а также примерный срок рассмотрения.
Общий срок, в течение которого рассматривают жалобу, — 20 рабочих дней со дня ее регистрации (п. 43 Положения, утв. постановлением Правительства № 272, ч. 2 ст. 43 Закона № 248-ФЗ). Однако у компании или ИП могут запросить дополнительные документы. В этом случае время рассмотрения жалобы продлят на срок подачи таких документов, но максимум на пять рабочих дней (ч. 3 ст. 43 Закона № 248-ФЗ).
Кроме того, заявители вправе самостоятельно предоставить дополнительные материалы, которые потребуются для подтверждения их доводов (ч. 4.1 ст. 43 Закона № 248-ФЗ). Главное успеть до тех пор, пока контролеры не вынесли окончательного решения по поданной жалобе.
По итогам рассмотрения жалобы проверяющие примут решение и разместят его в личном кабинете компании на Госуслугах. Есть три варианта:
— жалобу оставят без удовлетворения;
— решение полностью или частично отменят;
— решение полностью отменят и примут новое;
— действия или бездействие проверяющих признают незаконным (ч. 6 ст. 43 Закона № 248-ФЗ).
В рассмотрении жалобы могут и отказать. Основания перечислены в части 1 статьи 42 Закона № 248-ФЗ. Например, если не успели вовремя подать жалобу и не подали ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Или если по обжалуемой проверке уже есть решение суда.
Новый порядок досудебного урегулирования спора
по Закону № 248-ФЗ применяется к контролю ФНС
за табачной продукцией, ККТ и полнотой учета выручки,
а также организацией и проведением азартных игр и лотерей.
юридической компании АНП «Зенит»

за правильный ответ
