
Четыре готовых решения для ваших расчетов с самозанятыми
Есть ли лимит расчетов наличкой с самозанятыми
Заключили договоры с самозанятыми физлицами. Рассчитываться планируем из кассы. Вопрос такой: а распространяется ли лимит расчетов наличными на сделки с самозанятыми?
Если работаете с самозанятыми, которые имеют статус ИП, и договоры заключили как с предпринимателями, то требуется соблюдать лимит расчетов наличными. Он, как и для организаций, составляет 100 000 руб. по одному договору. Когда же самозанятые — обычные физлица, без статуса ИП, лимита наличных расчетов для таких сделок нет (п. 1 Указания ЦБ от 09.12.2019 № 5348-У, письмо УФНС по г. Москве от 10.06.2020 № 20-21/093682).
Как часто компания может перечислять вознаграждение самозанятому
Наша компания хочет заключить два договора с самозанятыми. Один из них — посреднический. Как часто мы сможем платить вознаграждения таким подрядчикам?
Начнем с того, что самозанятые не вправе вести посредническую деятельность в рамках НПД (ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 422-ФЗ). Но никто не запрещает вам заключить с этим физлицом обычный гражданско-правовой договор на оказание посреднических услуг. В таком случае сроки и периодичность выплат можно оговорить в контракте с посредником. Деньги выплачивайте в соответствии с условиями договора.
Будем исходить из того, что второй самозанятый, с которым вы хотите заключить договор, ведет деятельность из списка допустимых по законодательству. В этой ситуации закон не запрещает платить вознаграждение даже несколько раз в месяц. Главное сделайте так, чтобы сотрудничество не было похоже на трудовые отношения, а выплата — на аванс по зарплате. Иначе при проверке налоговики могут доначислить НДФЛ, взносы, потребовать пени и штрафы. Убедиться, что между вами и самозанятым нет признаков трудовых отношений, помогут письма ФНС от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674, от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183.
Еще по этой теме
Проверьте договоры с самозанятыми по специальным индикаторам, которые обнародовали налоговики.
Вправе ли компания принять к учету товар по накладной при отсутствии чека от самозанятого
Столкнулась с такой проблемой впервые. Наша организация приобрела товар у самозанятого. Поставщик представил товарную накладную, а чек не выдал. Можем ли мы оприходовать товар только по накладной — без чека и что нам грозит, если мы признаем такие расходы в налоговом учете?
Вы вправе оприходовать товар по товарной накладной. Но в налоговом учете списывать расходы без чека опасно. Есть риск, что налоговики откажут в признании таких затрат, ведь чек — обязательный реквизит в оформлении расчетов с самозанятым (ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Если не хотите спорить с проверяющими, настаивайте, чтобы самозанятый представил вам, помимо накладной, чек, который обязан выдавать по закону.
Можно ли погасить задолженность перед компанией в качестве оплаты на счет самозанятого
У нас возникла задолженность перед компанией-контрагентом. Директор распорядился погасить долг необычным способом — перевести деньги не напрямую организации, а отправить их на счет самозанятого. Основание — письмо от контрагента с таким содержанием: «Просим произвести оплату в размере 100 000 руб. 00 коп. в рамках погашения задолженности перед ООО “Крона” по договору от 08.06.2023 № 103 на следующие реквизиты самозанятого...». Вправе ли мы сделать такой перевод на основании письма?
Да, вправе. Так поступить разрешает статья 313 ГК. Самозанятый в этом случае обязан принять деньги от вашей компании. Ведь такую обязанность на него возложил контрагент.
Кодекс не устанавливает форму документа, которым может быть оформлена подобная операция. Поэтому вполне подойдет письмо или уведомление. Главное, чтобы в тексте были указаны наименования всех сторон сделки, четко обозначено обязательство, которое нужно погасить, а также приведены реквизиты для перевода денег. Это обезопасит вас от возможных денежных споров между всеми сторонами, которые участвуют в сделке. При необходимости в письмо можно включить допсведения: сроки исполнения, правила оформления платежного поручения и т. д.
за правильный ответ
