
Бухгалтерия & аудиторы: идеи для продуктивной работы, чтобы гордиться итогами проверки
Главбухи крупных компаний поделились опытом, как аудиторов превратить из контролеров в помощников, отстоять свою позицию в процессе аудита и обернуть замечания в свою пользу. Смотрите в конце статьи видео, по какому принципу руководители бухгалтерских команд распределяют работу на аудиторской проверке между подчиненными. Читайте комментарии аудиторов, как извлечь из проверки максимум пользы для компании и бухгалтерии.
ЛЮБОВЬ ТЕРЕНТЬЕВА, главный бухгалтер Литейно-прессового завода «Сегал»
«Промежуточная аудиторская проверка — это как пробный ЕГЭ»
Мы уважаем работу аудиторов, а они нашу. Качественная работа сейчас — залог удачного исхода потом.
У нас крупное предприятие с огромным документооборотом. Промежуточная проверка — обязательное условие в договоре с аудиторами. Как правило, проводим аудит за 9 месяцев и по итогам года. Думаю, что промежуточный аудит — это как пробный ЕГЭ, точно так же готовишься показать свои знания. А если что-то пойдет не так, то сможешь провести работу над ошибками и на итоговом экзамене показать хороший результат.
При подготовке к аудиту анализируем документы в разрезе участков учета. К примеру, зарплата и зарплатная отчетность, бухгалтерская и налоговая отчетность и т. д.
За каждым участком я закрепляю ответственного бухгалтера. Далее они работают в команде, но все фундаментальные вопросы учета я прошу обсуждать только со мной. Взаимодействие с другими службами изначально проходит тоже через меня, прежде чем запрашиваемый документ побывает в руках аудитора. Человеческий фактор никто не отменял, да и мне так спокойнее.
Начать аудит заранее не стремимся, но в течение всего года мы на связи с аудиторами. Особо скользкие моменты учета обговариваем совместно — это своеобразный рискориентированный подход. Для меня аудиторская проверка не стресс, а факт, который неоспоримо наступит. Мы себя позиционируем честной компанией, значит, скрывать нам нечего. Доступ аудиторам предоставляем и в рабочие базы, и ко всем запрашиваемым документам, но надо отметить, что и они ничего «экзотичного» не запрашивают.
Острые моменты в работе с аудиторами, конечно, бывают. К примеру, у нас есть запчасти, которые давно лежат на складе. В понимании аудиторов это неликвиды. И начинаешь объяснять простым языком ситуацию: у вас в шкафу год лежит запасная лампочка для люстры, но вы же ее не выкидываете только потому, что она залежалась. Ведь вы знаете: когда перегорит основная лампочка, запасная гарантирует, что вы не останетесь без света.
ДЕНИС ДОГДАНОВ, партнер ООО «Русаудит»
![]() |
АННА ФИЛИППОВА, главный бухгалтер ООО «КРОКИД»
«Мы не принимаем за истину мнение аудиторов и отстаиваем свою позицию»
Аудитор должен не «найти, чтобы наказали», а «найти и помочь обезвредить». Ориентируясь на опыт аудиторских проверок с 2019 года, уже на этапе начальных переговоров мы понимаем, что может заинтересовать аудиторов. Для этого и документы по всем крупным сделкам сразу сохраняем в виде сканов.
Наша организация подлежит обязательному ежегодному аудиту. Проверки проходим ежегодно в три этапа: по итогам полугодия — в августе — сентябре, по итогам 9 месяцев — в ноябре — декабре, за год — в феврале — марте. Такой формат дает возможность работать в спокойном темпе не только команде аудиторов, но и нам. Кроме того, промежуточные проверки позволяют выявить большее количество ошибок в учете и внести все необходимые исправления в течение отчетного периода.
Первичку и другие бумаги анализируем еще на этапе, когда проводим их в учетной программе. К приходу аудиторов наша база уже готова к проверке. Сами документы перед приходом проверяющих раскладываем по порядку и делаем реестр. Заранее выясняем у аудиторов, какие документы нужны для проверки, так как некоторые бумаги хранятся не в офисе.
Отдельную команду для работы с аудиторами я не выделяю. Но запросы аудиторов делегирую — чей участок попадает в выборку запроса, тот сотрудник и готовит ответ. Перед выходом аудиторов на очередной этап проверки прошу всю команду бухгалтеров подготовить вопросы по своему участку. Ведь никто лучше бухгалтера, который непосредственно работает на участке, не знает о проблемах в учете.
График выхода аудиторов известен заранее, время обговариваем с учетом наименьшей степени загрузки бухгалтерии. Мы не принимаем за непреложную истину мнение аудиторов по любому вопросу и стараемся отстоять свою позицию.
В процессе работы с аудиторами могут возникать вопросы по учету нестандартных операций. В таких случаях мы формируем подробный запрос, прилагаем документы и направляем аудиторам, с тем чтобы принять верное решение по отражению этих операций.
Иногда видим, что аудит проходит без желания помочь и с посылом: «Напишем положительное заключение. Вы ведь так хотите?» Либо, наоборот, аудиторы действуют как налоговики. В процессе проверки у них «все нормально», а потом получаешь расширенную информацию для пользователей бухотчетности, а там много «интересного».
ЮЛИЯ ГЛАДЫШЕВА, партнер компании Energy Consulting
![]() |
ЗОЯ ЧЕРНУШЕНКО, главный бухгалтер группы компаний MANGO OFFICE
«Аудиторы направляют запросы по правилам компании»
Не откладываем на потом подготовку документов. Все должно быть готово и рассортировано заранее. Наша задача — максимально раскрыть информацию и объяснить аудиторам нашу точку зрения.
У нас крупная группа компаний, поэтому без промежуточных проверок не обойтись. Помимо годового аудита, отдельно проверяем операции за полугодие и 9 месяцев.
Анализируем документы ежемесячно, поэтому особенной подготовки бумаг перед аудитом нет. А для удобства даем аудиторам доступ к хранилищам данных.
У нас в компании есть куратор аудита, в обязанности которого входит ежедневный анализ поставленных задач, назначение ответственных за представление данных и контроль сроков выполнения. Все задачи поделены на участки. Как только появляется новый запрос, уведомление об этом приходит куратору, который передает его в работу ответственному сотруднику по типу задачи. В такой слаженной работе и я не отвлекаюсь, и на запросы отвечает профильный сотрудник.
Установили с аудиторами правила формирования запросов. Так, запросы по сотрудникам должны быть с табельным номером, по контрагентам — с ИНН. Если запрос по договору или документу, то нужны номер и дата. Не должно быть объемных запросов со сроком выполнения один день.
Существует профессиональное суждение проверяющих, и оно не всегда верное, так как аудиторы не знают особенностей учета и бизнеса компании. Но мы стараемся максимально отстоять нашу точку зрения. Хороший профессиональный спор помогает найти правильное решение.
МАРИЯ БУЛЫЧЕВА, аудитор, член Палаты налоговых консультантов и СРО ААС
![]() |
Видео. Как распределить работу с аудиторами между сотрудниками бухгалтерской команды
This is a modal window.
