ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
14
Июль 2024года
Вокруг бухгалтерии
Психология Главбуха

Главбух vs манипулятор. Как дать отпор уловкам, чтобы не навредить себе

«Я в вас верю, вы найдете выход из этой ситуации» — слышите вы от директора. Но интуитивно чувствуете: вас заставляют сделать то, что вы делать не хотите, это может быть для вас небезопасно. Совместно с практикующим психологом Ириной Сережкиной мы разобрались, как распознать самые частые уловки манипулятора, что за ними кроется и как отстоять себя, но не потерять при этом лицо профессионала.

Рекомендации из этой статьи пригодятся не только при общении с директором. Мы не хотим демонизировать руководителей, так как понимаем: все люди разные. Но манипуляторов важно научиться распознавать — вестись на их уловки опасно. Начнем с реальной истории вашей коллеги, которая попросила об анонимности.

Уловка 1. Чрезмерная лесть и комплименты

Что может говорить директор:  «Я знаю, вы умница и найдете выход из этой безвыходной ситуации», «Придумайте что-нибудь. Я в вас верю», «Вы профессионал высокого уровня, поэтому я вас и взял на работу».

Скрытый подтекст:  «Я вижу, что для вас важно быть профессионалом. Поэтому я скажу, что вы ценный и классный сотрудник. Мне несложно, ведь это слова, но цели у меня другие. Взамен вы должны сделать, что я хочу. Не разочаровывайте меня».

Манипуляция действует через наши эмоции и эго. Держите в голове, что на самом деле манипулятор не хочет похвалить. Осознав это, вы меньше поддадитесь опасному влиянию. Зацепитесь за слова и начните задавать уточняющие вопросы: «Придумать что-нибудь — это что, скажите конкретно?» Или воспользуйтесь «похвалой» как отправной точкой для выражения своего экспертного мнения: «Спасибо за высокую оценку. Тогда давайте я выскажу свое мнение исходя из моего опыта. Я считаю, единственный безопасный вариант такой-то. Все остальное может повлечь негативные последствия — как для нас с вами, так и для компании». Спокойно и конструктивно расскажите о рисках и последствиях.

У вас может возникнуть чувство вины из-за того, что не смогли сделать невозможное или были чересчур осторожны. Постарайтесь его рационализировать. Во-первых, быть профессионалом не значит соглашаться с любой идеей руководителя. Во-вторых, вы выбрали для себя самый безопасный вариант.

На заметку

Что о манипуляциях говорит психология

1. Манипуляторы прекрасно умеют демонстрировать «благие» цели и даже сами в них верят.

2. Манипуляция — это непрямое воздействие. Обычно манипулятор говорит и демонстрирует одно, а добивается от вас другого, но умалчивает об этом. 

3. Манипуляция всего лишь стремление повлиять на другого человека, но не само влияние.

Уловка 2. Заход через чувство вины и страха

Что может говорить директор:  «Вы меня разочаровываете. Я думал, вы профессионал», «Не заставляйте меня жалеть, что я взял вас на работу», «И? В смысле? Так вы не будете делать этого? Вы отказываетесь?»

Скрытый подтекст: «Я знаю: вам есть что терять на этой работе. Поэтому ожидаю, что вы испугаетесь, уйдете в себя, начнете додумывать и нагнетать. А потом поступите так, как я хочу. Сделаете все своими руками и будете нести ответственность за результат и негативные последствия».

Общаясь с агрессивным манипулятором, задайте себе вопрос: какой будет цена вашего отказа или согласия? Постарайтесь не демонстрировать чувство вины и страха. Не отказывайтесь прямо выполнить то, что хочет директор, но и не соглашайтесь. Возьмите паузу, чтобы придумать лучший способ справиться с манипулятором. Например, можно заручиться поддержкой юриста компании. Также могут помочь статьи из журнала «Главбух». Мы отслеживаем тренды налогового контроля и судебную практику, пишем о рисках и последствиях, спрашиваем мнения авторитетных адвокатов и чиновников. Директору можно предъявить реальные примеры, которые проиллюстрируют, что его идея опасна.

Всегда помните, что профессионал остается профессионалом, даже если вынужден уйти по каким-то причинам из компании или им недоволен руководитель. Профессионал — потому что хорошо знает законы, прекрасно понимает последствия и осознает ответственность.

Уловка 3. Занижение рисков и голословные утверждения

Что может говорить директор:  «Да ничего страшного, все так делают», «Вы просто заполните декларацию с нужными суммами. Потом когда-нибудь сдадим уточненку», «Вы сгущаете краски».

Скрытый подтекст:  «Я вижу, что вы слишком осторожны. Надо притупить вашу бдительность словами “просто”, “все так делают”»

Если ваше внутреннее чутье подсказывает, что в словах манипулятора что-то не так, вероятно, так оно и есть. Скажите, что отнюдь не сгущаете краски. Потому что слышали от знакомого бухгалтера историю, как компанию в похожей ситуации оштрафовали, а на ее директора завели уголовное дело. Тут даже можно немного преувеличить последствия. Если у вас нет истории, задайте руководителю вопросы типа: «Вот вы говорите, что все так делают. Вы знаете кого-то, кто практиковал этот способ без последствий? Я с удовольствием пообщаюсь с таким человеком. Возможно, мне нужно перенять его опыт». Большая вероятность, что «все делают» — это лишь обобщение и реальных примеров у директора нет.

Уловка 4. Притворная открытость

Что может говорить директор: «Верьте мне. Я бы никогда не попросил вас о чем-то таком», «Вы же меня знаете...», «Вы должны мне полностью довериться, я знаю, что делаю».

Скрытый подтекст: «Хочу подчеркнуть, что я человек, заслуживающий доверия. Я рассчитываю, что вам будет неудобно мне отказать. Поэтому вы возьмете на себя лишние обязательства в ущерб собственным интересам. Главное внушить вам, что вы можете доверять мне больше, чем своим ощущениям». 

Манипуляция остается манипуляцией, пока носит скрытый характер. Поэтому можно ее вскрыть, обозначив, что вы поняли истинные мотивы руководителя. Зачастую простые вопросы вроде «Для чего вы это мне все говорите?» или «Чего вы хотите добиться своими словами?» ставят точку на всей манипуляции.

Уловка 5. Ложь

Что может говорить директор:  «Вы ничем не рискуете», «К вам не будет претензий. Я гарантирую», «Всю ответственность я возьму на себя».

Скрытый подтекст: «Я на самом деле не могу ничего гарантировать. Но вам скажу, что могу».

Сломайте сценарий: спокойно и уверенно ответьте манипулятору на его просьбы и намеки «нет». Не оправдывайтесь. И вы, и руководитель знаете про субсидиарную ответственность.

Всегда помните: то, что другие люди чего-то от нас хотят, — норма жизни. И мы тут ни при чем.

Независимо от того, что конкретно другие люди хотят, наше конечное решение целиком зависит от нас. Это наша воля, наше право и наша ответственность

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Директор попросил главбуха занизить налог в декларации. Главбух отказался. Тогда директор заявил: «Вы меня разочаровываете. Я думал, вы профессионал». Что имеет в виду руководитель и чего добивается?
«Вы меня разочаровываете. Я думал, вы профессионал» — это фраза манипулятора. Если руководитель так говорит, вероятнее всего, он хочет надавить на подчиненного, вызвать у него чувство страха и заставить выполнить требования. Также не стоит остро реагировать на фразы «Не заставляйте меня жалеть, что я взял вас на работу», «И? В смысле? Так вы не будете делать это? Вы отказываетесь?». Возьмите паузу, чтобы все обдумать.
Директор признает профессиональные достоинства главбуха, хочет сделать ему приятное.
Директор просит ему посочувствовать.
Директор рассчитывает, что главбух испугается за свое место, сделает все, что просят, и будет сам нести ответственность.
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.