
Когда для работы с Соцфондом нужна МЧД и как ее оформить
МЧД сейчас нужна не только для отправки отчетности в налоговую. СФР тоже перешел на этот вид доверенности. Для чего конкретно вам понадобится МЧД при взаимодействии с фондом и как ее получить, рассказываем в статье.
В каких случаях компании нужна МЧД для фонда
Чтобы от имени компании отправлять в фонд электронные сведения, у сотрудника должна быть усиленная квалифицированная подпись физлица и МЧД. Оформить МЧД для СФР нужно:
1) чтобы обмениваться с фондом данными по электронным больничным;
2) направлять в фонд проактивные сведения;
3) подтверждать основной вид экономической деятельности;
4) отправлять ЕФС-1.
На заметку
Кто не обязан оформлять МЧД для взаимодействия с фондом
Компании и ИП, которые сдают документы в СФР на бумаге, при условии что в штате числится не более 10 сотрудников.
Руководители компаний и предприниматели, которые отправляют отчеты сами, а не через уполномоченных сотрудников.
Как оформить МЧД для фонда
Руководитель организации формирует электронную доверенность, подписывает ее своей УКЭП и передает работнику, который будет взаимодействовать с Соцфондом, например бухгалтеру.
Электронную доверенность оформляют по формату из приказа СФР от 27.05.2024 № 848. Универсальную МЧД формата 003 СФР не принимает. Далее рассказали, как можно получить МЧД для взаимодействия с фондом.
Оформить МЧД можно в бесплатной программе СФР «АРМ Доверенность». Скачайте программу на компьютер. Установочный файл есть на странице вашего личного кабинета СФР (lk.fss.ru > Электронные доверенности (МЧД)).
В доверенности указывают полномочия и сведения о представителе: Ф. И. О., дату рождения, СНИЛС, ИНН. Сама электронная доверенность хранится в информационной системе СФР. При отправке отчетов в фонд уполномоченный сотрудник визирует документы своей электронной подписью физлица и указывает идентификационный номер МЧД.
Оформить МЧД для СФР можно и другими способами. Например, в программе 1С, через Госуслуги, в сервисах электронного документооборота: Контур, СБИС, Такском и др.
![]() |
На заметку
С 1 мая Росстат тоже переходит на МЧД
Ранее Росстат сообщал, что c 1 марта 2025 года для отправки отчетов в Росстат нужно использовать электронные доверенности. Если документы подпишет уполномоченный представитель без действующей МЧД, Росстат их не примет. Однако, теперь сроки сдвинули. Ведомство планирует проверять МЧД только с 1 мая 2025 года. →rosstat.gov.ru Поэтому еще есть время выпустить и подгрузить доверенности на сотрудников. Электронная доверенность для отправки статистических отчетов не потребуется, когда статотчеты визирует руководитель компании своей электронной подписью. Оформить МЧД для сдачи отчетов в Росстат можно в сервисе ФНС →m4d.nalog.gov.ru/emchd/create, на портале «Госуслуги», в сервисах операторов ЭДО, в бухгалтерских программах.


Подотчетник расплатился по СБП, а чек не принес. Допустимо?
Чем рискуете: без подтверждающего оплату документа налоговики не примут подотчетные расходы, а еще потребуют удержать у сотрудника НДФЛ.
Сотрудник расплатился по СБП за товары, купленные для хозяйственных нужд, а чек у продавца не забрал. В онлайн-банке у него есть квитанция об оплате через СБП. Квитанцию он распечатал и приложил к авансовому отчету. Достаточно ли этого?
Минфин считает, что подотчетные расходы, по которым у компании нет подтверждающих документов, нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Однако конкретный перечень бумаг, которые подотчетник должен приложить к авансовому отчету, не установлен. Это могут быть чеки ККТ, бланки строгой отчетности — по ним реально идентифицировать покупку, продавца, покупателя, время, место и сумму покупки. Но в квитанции об оплате по СБП информации недостаточно. В ней указаны статус операции «выполнено», дата и счет списания денег, наименование продавца, банк и сумма операции, но нет обязательных реквизитов чека, например наименования товара. Поэтому признавать расходы только по квитанции рискованно — налоговики могут их снять.
Попросите сотрудника заглянуть в сервис ФНС «Мои чеки онлайн». →lkdr.nalog.ru Там надо залогиниться по номеру телефона, к которому привязана банковская карта. В сервисе сохраняются чеки от продавцов. Возможно, чек от продавца, с которым сотрудник расплатился по СБП, тоже есть в этом сервисе. Ведь при оплате по СБП продавцы обязаны выдавать чеки (письмо Минфина от 02.12.2022 № 30-01-15/118261). Тогда документ можно просто распечатать из сервиса и приложить к отчету.
С 1 марта 2025 года официально действует правило, что продавец вправе передавать покупателю чек через сервис «Мои чеки онлайн». Продавец включает в чек номер телефона либо адрес электронной почты покупателя. Чек автоматом попадает в сервис налоговой, где будет всегда доступен.
Если чека в сервисе нет, можно обратиться к продавцу за выдачей дубликата. Получить дубликат продавец сможет из фискального накопителя ККТ или через личный кабинет на сайте оператора фискальных данных.
Если документа все же не будет, расходы подотчетника безопаснее не признавать в налоговом учете. Более того, чиновники считают, что не подтвержденную документально сумму подотчета нужно включать в базу по НДФЛ наравне с зарплатой. С этой суммы безопаснее удержать НДФЛ и начислить на нее страховые взносы (письмо Минфина от 16.12.2019 № 03-04-06/98341).
за правильный ответ

У нас в бухгалтерии 8 Марта до конца месяца
