Самые безопасные на сегодня способы списывать затраты на перепродажу товаров
Чем поможет эта статья: Вы узнаете о новых разъяснениях контролеров по поводу расходов на доставку товаров и о том, когда их можно списать.
От чего убережет: Если неверно учесть расходы, инспекторы смогут доначислить налог, пени и штраф.
Как минимизировать налоговые риски, если вы работаете в компании, которая платит «упрощенный» налог с расходов? Ответ очевиден: надо как можно больше внимания уделять учету затрат. И тут, во-первых, нельзя забывать о закрытом перечне расходов, который есть в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. А во-вторых, надо следить за разъяснениями чиновников (самые актуальные — в таблице ниже). Возьмем затраты на транспортировку купленных товаров. Не так давно чиновники изменили свою позицию по поводу порядка их учета.
Свежие рекомендации чиновников по учету расходов в сложных ситуациях
Ситуация | Позиция чиновников | Основание |
---|---|---|
Организация внесла арендную плату авансом за год | Данные расходы нужно списывать равномерно по мере получения арендных услуг | Пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 30 марта 2012 г. № 03-11-06/2/49 |
Компания приобрела вексель третьего лица, например банка. Потом она расплатилась этой ценной бумагой за товар | Расходы в виде стоимости приобретенных товаров «упрощенщик» может отразить в налоговом учете на дату передачи векселя поставщику. Размер затрат при этом необходимо определить исходя из цены договора, но не более той суммы, которая указана в векселе. Кроме того, компании придется включить в доходы выручку от реализации векселя в полном объеме. Причем учесть в расходах стоимость этой ценной бумаги не получится. Дело в том, что такой вид затрат не предусмотрен в закрытом перечне для «упрощенщиков» | Пункт 1 статьи 346.15, пункт 1 статьи 346.16 кодекса, письмо Минфина России от 2 февраля 2012 г. № 03-11-06/2/15 |
В 2011 году компания, которая применяла «упрощенку» с объектом «доходы», перечислила поставщику аванс за основное средство. Данное имущество компания ввела в эксплуатацию в 2012 году. Причем с этого года она использует объект «доходы минус расходы» | Расходы на покупку основного средства можно учесть при расчете «упрощенного» налога в обычном порядке. То есть равномерно в течение года. Это объясняется тем, что имущество ввели в эксплуатацию в период, когда компания применяет объект «доходы минус расходы» | Подпункт 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 кодекса, письмо Минфина России от 15 декабря 2011 г. № 03-11-06/2/170 |
Ситуация похожа на предыдущую, только «упрощенщик» в 2011 году вел строительство объекта хозяйственным способом | Расходы на строительство компания может учесть при расчете «упрощенного» налога в 2012 году. А документами, подтверждающими размер затрат компании, по мнению чиновников, могут быть акты выполненных работ, копии платежных поручений, акты на списание строительных материалов, отчеты о расходе материалов, табели учета рабочего времени строительных рабочих, наряды, расчетные ведомости, рапорты о работе строительных машин, путевые листы автомобилей, акты и счета за использованные энергоресурсы | Письмо Минфина России от 13 февраля 2012 г. № 03-11-11/41 |
«Упрощенщик» устанавливает клиентам оконные и дверные блоки, купленные у другой организации. Помимо блоков он покупает комплектующие материалы. В договорах и актах указывает стоимость услуг по установке, которая включает в том числе и цену конструкций | Стоимость блоков и комплектующих можно включить в состав материальных расходов по мере их оплаты. Независимо от факта списания в производство | Подпункт 5 пункта 1 статьи 346.16, подпункт 1 пункта 2 статьи 346.17 кодекса, письмо Минфина России от 6 декабря 2011 г. № 03-11-11/305 |
Компания несет расходы по уборке территорий и кровли зданий от снега и наледи | Данные затраты не уменьшают доход компании, так как они не включены в закрытый перечень | Письмо Минфина России от 20 февраля 2012 г. № 03-11-06/2/27 |
Предприниматель оплатил и списал в производство материалы в 2011 году, находясь на общем режиме. В 2012 году он перешел на «упрощенку» и реализовал произведенные из этих материалов товары | Расходы на покупку сырья и материалов нельзя отразить при расчете «упрощенного» налога | Письмо Минфина России от 7 марта 2012 г. № 03-11-09/12 |
Но обо всем по порядку. И начнем мы с того, как учесть сами товары, а также «входной» НДС по ним.
Стоимость товаров и НДС нужно учитывать в расходах только по мере реализации
Важная деталь
НДС по приобретенным товарам нужно отражать в книге учета доходов и расходов отдельной строкой.
Стоимость товаров можно включить в расходы, если выполнено два условия:
- компания перечислила оплату за товары поставщику;
- товары реализованы покупателю.
Именно такой порядок учета одобрили судьи в постановлении Президиума ВАС РФ от 29 июня 2010 г. № 808/10. А чиновники решили с ними не спорить (письмо ФНС России от 24 ноября 2010 г. № ШС-37-3/16197@).
Что касается суммы НДС, которую предъявил продавец товаров, то это самостоятельный расход. Это следует из подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Так что налог нужно отражать в книге учета доходов и расходов отдельной строкой. Несмотря на это, включать НДС в расходы чиновники требуют точно в том же порядке, что и сами товары. То есть только по мере их реализации. Это указано в письме Минфина России от 2 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/256.
Расходы, связанные с покупкой и реализацией товаров, можно списать после их оплаты
Помимо стоимости товаров компания обычно оплачивает и другие расходы, связанные с их приобретением или реализацией. Данные траты, безусловно, можно учесть при расчете «упрощенного» налога. Это предусмотрено в подпункте 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Но когда именно это можно сделать? Позиция чиновников по этому вопросу несколько раз менялась.
Допустим, расходы связаны с покупкой товаров. К примеру, это может быть оплата услуг по хранению продукции или доставке ее до склада компании. Раньше чиновники утверждали, что отражать подобные затраты в налоговом учете можно лишь по мере продажи товаров. Об этом сказано, например, в письме Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-11-11/06. Хотя Налоговый кодекс РФ такого условия и не содержит.
Однако в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-11-06/2/124 контролеры высказали уже другое мнение. В нем чиновники разрешили списывать расходы на транспортировку закупленных товаров сразу после оплаты данных услуг. Причем предложили два способа учета затрат. Первый — отразить согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 346.16 кодекса. Второй — учесть как материальный расход в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 этой же статьи. Значит, компания вправе выбрать, к какой группе затрат отнести оплату данных услуг (п. 4 ст. 252 кодекса).
Так что не нужно дожидаться реализации товаров, чтобы учесть расходы на их транспортировку. Если же у налоговиков возникнут вопросы, можно ссылаться на разъяснения Минфина.
Скажем и о затратах, связанных с реализацией товаров. Например, на их транспортировку до склада покупателя или упаковку. Такие расходы также можно учесть по мере их оплаты. Это прямо указано в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.17 кодекса.
Вопрос-тест по темам номера
- 4.Компания оплатила транспортной организации расходы на доставку товаров. При каких условиях чиновники разрешают отразить данные затраты в книге учета?Правильный ответ — А. В последних разъяснениях сотрудники Минфина России разрешают списывать затраты на доставку товаров сразу после оплаты таких услуг.
Следующий вопрос — в статье «Как предпринимателям на «упрощенке» учесть страховые взносы, которые они платят за себя и за своих работников».
Главное, о чем важно помнить
1 Расходы на доставку приобретенных товаров до склада контролеры разрешили учитывать по мере оплаты.
2 Суммы НДС, предъявленные поставщиками, можно отразить в расходах только после реализации товаров.
