
В ФНС рассказали, когда перейти на цифровые доверенности
Из интервью узнаете, с какого момента можно использовать машиночитаемые доверенности в работе с ФНС. На самые острые вопросы про машиночитаемые доверенности ответил Роман Чубаров, начальник отдела методологии применения электронной подписи и хранения электронных документов хозяйствующими субъектами Управления электронного документооборота ФНС.
РОМАН ЧУБАРОВ, начальник отдела методологии применения электронной подписи и хранения электронных документов хозяйствующими субъектами Управления электронного документооборота ФНС.

ГЛАВБУХ: Роман Юрьевич, что такое машиночитаемая доверенность и как ее оформить?
Важная деталь
Налоговая может принимать декларации как по старому порядку, так и с использованием МЧД.
РОМАН ЧУБАРОВ: Машиночитаемая доверенность, сокращенно МЧД, — это электронная доверенность, которую информационные системы могут обработать в автоматическом режиме. Такая доверенность формируется в виде электронного файла. Минцифры установило требования, которым должен соответствовать формат МЧД.
Государственные и муниципальные ведомства, в которые компании представляют документы, могут утвердить свои форматы в соответствии с требованиями. К примеру, при направлении отчетов в налоговую бухгалтер сейчас может использовать доверенность по форме, которую утвердила ФНС (приказ от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445. — Примеч. ред.). Но также до 1 марта Минцифры разработает единую форму доверенности. Компании смогут выбрать, какую доверенность использовать для работы с налоговой службой — от Минцифры или ФНС.
Введение МЧД потребует установки специальных систем? Могут компании и ИП работать с доверенностью в обычных программах?
Надо будет доработать информационные системы и программы под изменения в законодательстве. Система, в которую загружается такая доверенность, должна поддерживать автоматизированную обработку данных. Доработкой программ сейчас занимаются операторы ЭДО. Компаниям будет достаточно обновиться.
ФНС в декабре 2021 года запустила на своем сайте бесплатный сервис. С его помощью можно создать электронную доверенность, которую будет принимать налоговая (service.nalog.ru).
Важная деталь
Машиночитаемую доверенность можно хранить в единой информационной системе ФНС.
Что должен будет делать сотрудник с машиночитаемой доверенностью? К примеру, придется ли бухгалтеру прикреплять МЧД к каждой декларации?
Не обязательно. Машиночитаемую доверенность можно каждый раз включать в пакет с электронными документами, а можно хранить в единой информационной системе ФНС (ст. 17.1–17.3 Федерального закона от 06.04.2011№ 63-ФЗ. — Примеч. ред.). В последнем случае МЧД нужно один раз направить в ФНС. Тогда при сдаче декларации достаточно будет указывать уникальный номер доверенности, которая хранится в налоговой.
Зачем понадобился новый формат доверенности?
Бумажные доверенности в их нынешнем виде используются с 1994 года (ст. 185 ГК. — Примеч. ред.). А с 2006 года оформляются доверенности в виде скан-образов, подписанных электронной подписью (ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ. — Примеч. ред.). Информационные системы не могут обрабатывать такие доверенности без участия человека. Это тормозит развитие электронного документооборота в России. Введение МЧД позволит автоматизировать и ускорить проверку полномочий подписанта электронного документа.
С какого момента все компании и ИП должны обязательно перейти на машиночитаемые доверенности?
Срок вступления в силу всех норм про машиночитаемые доверенности отложен до 1 марта 2022 года (Федеральный закон от 30.12.2021 № 443-ФЗ. — Примеч. ред.). До конца 2022 года введен добровольный порядок применения МЧД и установлен переходный период.
Компании вправе подписывать документы по новой и старой схемам. То есть сотрудник может получить подпись на свое имя как физическое лицо, а руководитель сформировать к ней машиночитаемую доверенность. Или же сотрудник продолжит подписывать документы ЭП, полученной в удостоверяющем центре на представителя компании по электронной доверенности старого формата.
То есть главбух сможет визировать привычной электронной подписью отчетность и после 1 марта 2022 года?
Да, переходный период будет действовать до конца 2022 года. Это необходимо, чтобы компании и предприниматели успели доработать свои программы и информационные системы для работы с машиночитаемыми доверенностями. ФНС свои информационные системы уже доработала. Поэтому налоговая может принимать декларации и отчеты как по старому порядку, так и с использованием машиночитаемой доверенности.
Шпаргалка
Быстрый переход на бесплатный сервис ФНС по МЧД и список аккредитованных удостоверяющих центров
![]() | Наведите камеру на код, чтобы перейти в сервис ФНС по созданию бесплатной электронной доверенности. |
![]() | Отсканируйте код и перейдите в реестр аккредитованных Минцифры удостоверяющих центров на официальном сайте министерства. |
за правильный ответ


Генпрокуратура опубликовала план проверок на 2022 год
Главное изменение: компании и ИП уже сейчас смогут узнать, придет ли к ним выездная проверка в 2022 году и в каком месяце она начнется.
Узнайте, придут ли в вашу компанию в 2022 году ревизоры. Генпрокуратура выгрузила план проверок на 2022 год на своем официальном сайте и на портале проверок (proverki.gov.ru).
Любая компания может посмотреть, грозит ли ей в текущем году плановая проверка. Для этого можно зайти на портал проверок или перейти в раздел «Деятельноcть» > «Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом № 294-ФЗ» на сайте Генпрокуратуры (genproc.gov.ru).
Чтобы узнать, попала ли ваша компания в план проверок, достаточно вбить свой ИНН в поле поиска. Система выдаст список запланированных ревизий, а также дату начала, сроки и цели мероприятия.
В плане проверок вы не найдете ревизий, которые проводят налоговики и фонды. Помимо этого в список не включили представителей малого бизнеса, которые есть в реестре МСП. Правительство продлило мораторий на плановые проверки таких компаний до конца 2022 года (постановление от 08.09.2021 № 1520).
Мораторий распространяется не на всех. Плановые проверки по-прежнему возможны у субъектов малого бизнеса, которых привлекали к административной ответственности за грубые нарушения. От плановых проверок также не освободили тех, кому для деятельности требуется лицензия, и тех, у кого есть объекты чрезвычайно высокой или высокой степени риска.
С 28 декабря стало проще оспорить итоги ревизий. В форму решения по результатам проверки добавили QR-код (приказ Минэкономразвития от 27.10.2021 № 651). Отсканировав его, можно сразу перейти на сервис досудебного обжалования на портале Госуслуг и подать жалобу на решение проверяющих, если посчитаете его необоснованным (knd.gosuslugi.ru).
за правильный ответ


Узнайте онлайн, дадут ли вам рассрочку по налогу
Главное изменение: компаниям, предпринимателям и физлицам стало проще узнать, положена ли им рассрочка по налогам и взносам
Больше не надо ломать голову над тем, как получить рассрочку по налогам. Ознакомиться с условиями и порядком ее получения компании и ИП могут с помощью сервиса «Интерактивный помощник в получении рассрочки по уплате налогов» (nalog.gov.ru/rn77/rnp). Ответьте на все вопросы сервиса. Помощник подскажет, положена ли вам рассрочка и какие документы подготовить.
Если организация, ИП или физлицо не могут уплатить налоги в срок, можно попробовать обратиться за рассрочкой. Вот основные случаи, когда налогоплательщики получают рассрочку:
— понесли ущерб в результате стихийного бедствия;
— испытывают проблемы с получением оплаты по госконтрактам;
— обанкротятся, если выплатят налоги единовременно;
— имущественное положение физлица не позволяет уплатить налог;
— работают сезонно;
— не могут единовременно уплатить доначисления после налоговой проверки;
— имеют право на рассрочку по таможенному законодательству.
Рассрочка позволит уплатить сумму налога частями. По федеральным налогам и страховым взносам рассрочку дают на срок до трех лет, по остальным налогам — до одного года (п. 1 ст. 64 НК).
О других основаниях получения рассрочки читайте в нашей статье.
![]() |
