ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
3
Февраль 2022года
Проверки
Контроль за счетами

Девять антиотмывочных правил и образцы к ним — понадобятся бухгалтерам на аутсорсе

Воспользуйтесь нашими образцами, чтобы привести внутренние документы в соответствие с новыми антиотмывочными требованиями. Времени осталось немного — доработку надо провести до 13 февраля. Что будет, если этого не сделать, узнаете из статьи.

Почему следует поторопиться с правилами внутреннего контроля

К 13 февраля 2022 года бухгалтерские компании и ИП обязаны разработать или доработать внутренние антиотмывочные правила в соответствии с требованиями, которые утвердило Правительство (постановление от 14.07.2021 № 1188).

Вообще бухгалтеры на аутсорсе обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля с 2019 года (п. 2 ст. 7, ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, п. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.03.2019 № 33-ФЗ). Но когда мы опросили бухгалтеров, выяснилось, что эти правила многие до сих пор игнорировали, поскольку не было ни конкретных требований, ни проверок.

С вступлением в силу постановления № 1188 вероятность проверок стала выше. Поэтому безопаснее разработать антиотмывочные правила. Тем бухгалтерским компаниям, у которых уже есть такие правила, их нужно доработать. За то, что правила не соответствуют требованиям, Росфинмониторинг может выписать административный штраф по статье 15.27 КоАП компании на сумму от 50 000 до 400 000 руб., а директору организации — на сумму от 10 000 до 50 000 руб. (ч. 1, 2 ст. 15.27 КоАП).

Суды при оспаривании штрафа, вероятнее всего, встанут на сторону проверяющих. Ранее Верховный суд признал законным штраф по статье 15.27 КоАП, выписанный чувашской страховой компании, правила внутреннего контроля которой не соответствовали Закону № 115-ФЗ и требованиям ЦБ (Положение ЦБ от 15.12.2014 № 445П, определение ВС от 20.11.2019 № 301-ЭС19-20814, решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.05.2019 по делу № А79-1691/2019).

Если не знаете, что писать в положении об антиотмывочных правилах, берите готовые формулировки. Их подготовили для вас юристы Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры».

Сейчас в КоАП нет отдельной статьи
для бухгалтерских, юридических и аудиторских
организаций, которая предусматривает штрафы
за отсутствие внутренних антиотмывочных правил.
Но есть риск, что проверяющие будут находить
ближайшие по смыслу статьи и штрафовать
по ним. Например, по статье 15.27 КоАП.

ОЛЕСЯ УМРИХИНА,
адвокат практики коммерческих споров,
Московская коллегия адвокатов «Князев и партнеры»

Осторожно

Если правила внутреннего контроля не будут соответствовать требованиям Правительства, возможен штраф до 400 000 руб. по статье 15.27 КоАП.

Что включить в антиотмывочные правила

По новым требованиям правила внутреннего контроля должны включать девять программ. Разрабатывайте правила с учетом вида деятельности компании, организационной структуры и других особенностей.

Начинайте положение о правилах внутреннего контроля с главы, которая отражает основные понятия и термины. Например, «уполномоченный орган», «клиент», «представитель клиента», «выгодоприобретатель», «бенефициарный владелец», «идентификация», «замораживание» и «блокирование» денежных средств.

Основная часть правил будет состоять из девяти обязательных программ: организация системы внутреннего контроляидентификация клиентов и выгодоприобретателейизучение клиентаоценка и управление рискамивыявление операций по отмыванию доходовзамораживание денег и имуществаподготовка и обучение кадровпроверка системы внутреннего контроляхранение информации и документов.

Важная деталь

Росфинмониторинг считает, что антиотмывочный закон обязаны исполнять все компании и ИП, которые оказывают любые бухгалтерские услуги. Будь то отправка отчетности или консультирование (п. 5 письма от 19.07.2018 № 54).

Правила должен утвердить руководитель бухгалтерской компании или ИП до того, как начнет распоряжаться деньгами клиента (п. 1 ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ).

Положение теперь разрешается составлять не только в бумажном, но и в электронном виде. В последнем случае необходимо заверить документ квалифицированной электронной подписью руководителя компании.

Какие формулировки использовать

1. Организация системы внутреннего контроля. Пропишите положения о статусе, функциях, правах и обязанностях сотрудника, который будет отвечать за соблюдение правил. Распишите, как он будет взаимодействовать с другими сотрудниками.

На период отсутствия ответственного работника выберите того, кто его заменит. Обозначьте, каким образом будете контролировать бухгалтеров, которые работают с деньгами клиентов.

ИП вправе назначить ответственным самого себя (подп. «а» п. 8 постановления № 1188).

Приказ о назначении специального должностного лица подписывайте до того, как утвердите правила внутреннего контроля.

2. Идентификация. Установите, как будете проверять наличие сведений о причастности к отмыванию доходов в отношении клиента, его представителя, выгодоприобретателя или бенефициарного владельца. Утвердите, как будете принимать клиентов на обслуживание, добывать информацию о происхождении денег и имущества клиентов, а также оценивать их и присваивать уровень риска. Перечень сведений, которые необходимо собрать о клиенте, найдете в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

3. Изучение клиента. Пропишите, какие сведения будете требовать у клиента перед тем, как заключить договор. Перед приемом на обслуживание бухгалтерская организация обязана убедиться, что клиент не будет с ее помощью отмывать доходы.

Укажите, какими способами будете фиксировать и хранить информацию. Анкеты и приобщенные к ним документы клиентов бухгалтерских организаций необходимо хранить не менее пяти лет с даты прекращения отношений (п. 43, 44 приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366).

4. Оценка и управление рисками. Разработайте методику, как будете выявлять, присваивать и оценивать риски в деятельности клиентов. Как правило, выделяют три уровня риска клиентов: низкий, средний и высокий. Но можете использовать и два уровня: низкий и высокий. Риски могут быть связаны с видами деятельности клиента, странами либо отдельными территориями регистрации, контрагентами. В качестве критериев риска по недобросовестным контрагентам можете использовать признаки фирм-однодневок, сформулированные в письме ФНС от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005.

5. Выявление операций по отмыванию доходов. Отразите признаки, указывающие на необычный характер сделки, с учетом особенностей вида, масштаба деятельности клиента. Например, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла. Разработайте механизм взаимодействия между сотрудниками, которые будут выявлять необычные операции. Критерии и признаки необычных сделок найдете в рекомендациях, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103

6. Замораживание денег и имущества. Регламентируйте свои действия на случай, если узнаете, что, по данным Росфинмониторинга, компания может быть причастна к экстремистской деятельности. Укажите, каким образом будете информировать клиента о том, что замораживаете операции с его деньгами и имуществом. Узнать, причастна ли организация или физическое лицо к экстремистской деятельности или терроризму, можете на сайте Росфинмониторинга.

7. Подготовка и обучение кадров. Определите круг работников, подлежащих обязательному обучению по противодействию отмыванию доходов, сроки обучения и порядок актуализации знаний. Перечень учебных центров по программам Росфинмониторинга найдете на сайте («Учебная деятельность» > «Партнеры»). Если в вашей компании есть юристы, которые оформляют договоры на бухгалтерское обслуживание, они также должны пройти обучение (приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203). 

8. Проверка системы внутреннего контроля. Установите, как будете проверять, соблюдают ли сотрудники правила внутреннего контроля. А также какие меры будете принимать, чтобы устранить нарушения. Проводите проверку не реже одного раза в год (подп. «а» п. 40 постановления № 1188).

9. Хранение информации и документов. Определите, как будете фиксировать информацию и документы, в том числе подозрительные. Установите порядок, сроки и способ передачи внутреннего сообщения об операции. Пять лет со дня прекращения отношений с клиентом — минимальный срок хранения документов и информации (п. 44 постановления № 1188). 

Правила можно разработать как самостоятельно, так и с помощью учебных центров, которые обучают по программам Росфинмониторинга. Также можете создать личный кабинет на сайте ведомства (portal.fedsfm.ru), но это необязательное требование.

Благодарим за помощь в подготовке материала ОЛЕСЮ УМРИХИНУ, адвоката практики коммерческих споров
Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.