ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Апрель 2022года
Вокруг бухгалтерии
Финансовый учет для начинающих

Классифицируйте затраты в зависимости от задач, которые решаете

В прошлом выпуске нашей рубрики Алексей Иванов рассказал, чем затраты компаний отличаются от расходов. Сегодня речь пойдет о видах затрат. Для решения разных задач финансовые аналитики используют несколько классификаций.

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ — участник разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета нового поколения. Основатель и ведущий телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Автор трех монографий и более ста научных статей, к. э. н., доцент.

Прямые и косвенные затраты

По способу включения в себестоимость продукта — продукции, работ или услуг — затраты делятся на две категории: прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно связаны с производством или продажей конкретного вида продукта. Например, для мебельной фабрики прямыми затратами являются стоимость древесины и фурнитуры, заработная плата сборщиков и страховые взносы с нее. Стоимость рекламы типа «Покупайте наши табуретки!» тоже входит в прямые затраты, так как она связана с продажей именно табуреток. Такие затраты сразу надо включать в себестоимость конкретной табуретки или шкафа.

Косвенные затраты связаны с производством или продажей нескольких видов продукции или с другими хозяйственными процессами. Косвенные затраты, которые связаны с производством, называются общепроизводственными. Те, что связаны с компанией в целом, — общехозяйственными.

Важная деталь

Напрямую связывать общепроизводственные или общехозяйственные затраты с конкретным продуктом технически невозможно или экономически не оправдано.

Например, для той же мебельной фабрики общепроизводственными затратами будут зарплата начальника цеха и взносы с нее, стоимость энергоснабжения и отопления цеха. Общехозяйственными — зарплата директора и взносы с нее, стоимость бумаги для принтера в бухгалтерии или услуг клининговой фирмы.

Напрямую связывать общепроизводственные или общехозяйственные затраты с конкретным продуктом технически невозможно или экономически не оправдано.

Конечно, теоретически для учета электричества в цехе можно оборудовать счетчиком каждый инструмент, учитывать, сколько времени он работал над каким заказом, и «распрямить» часть общепроизводственных затрат. Но это сделает учет чересчур дорогим и нарушит требование рациональности.

База распределения

Чтобы косвенные затраты попали в себестоимость конкретного продукта, их нужно распределить между видами продуктов пропорционально какому-то прямому показателю, который есть у каждого продукта. Он называется базой распределения.

База распределения может быть натуральной или стоимостной. Например, отработанное рабочими время или их зарплата, объем потребленного сырья или его стоимость. Бухгалтеру стоимостные обычно ближе.

База распределения должна экономически обоснованно увязывать косвенные затраты с продуктом, поэтому подходов к ее определению много. Я дам самый простой: выбирайте те затраты, доля которых в прямых максимальна.

Нет смысла выбирать базой распределения зарплату рабочих в цехе окраски автозавода, где 90 процентов операций делают роботы. Логичнее выбрать амортизацию.

А вот в ювелирной мастерской, где вручную делают огранку алмазов, все наоборот. Правильнее выбрать зарплату работников. Логично предположить, что если большую часть прямых затрат генерирует один ресурс, то и с косвенными дело обстоит так же.

Баз распределения в одной компании может быть несколько. Например, коммерческие расходы логичнее распределять пропорционально выручке, а общепроизводственные — пропорционально прямым затратам.

Чтобы распределить косвенные затраты между видами продуктов по итогам месяца, нужно рассчитать коэффициент распределения по формуле:

Коэффициент распределения покажет, сколько рублей распределяемых затрат нужно отнести на один рубль базы распределения. На него умножается база распределения по каждому виду продукта.

Пример 1. Как распределить общепроизводственные затраты между видами продуктов

Мебельная фабрика производит табуретки и шкафы. Зарплата рабочих по операциям с табуретками за месяц составила 500 000 руб., по операциям со шкафами — 300 000 руб. Зарплата начальника цеха — 50 000 руб. Нужно распределить общепроизводственные затраты пропорционально выбранной базе, то есть зарплате рабочих.
Коэффициент распределения составит 0,0625 (50 000 ₽ : (500 000 ₽ + 300 000 ₽)). Это означает, что на каждый рубль зарплаты рабочих приходится 6,25 коп. зарплаты начальника цеха. Соответственно, на табуретки распределяется 31 250 руб. (0,0625 × 500 000 ₽), а на шкафы 18 750 руб. (0,0625 × 300 000 ₽).

Чем выше доля прямых затрат в себестоимости продукта, тем лучше вы понимаете, из чего она складывается, и можете влиять на ее снижение.

Элементы затрат

В бухучете есть понятие «котловой метод учета затрат». Представьте, что вы хотите одновременно сварить кашу и борщ. В вашем распоряжении один котел, в который бросаются крупа, мясо, свекла, капуста и прочие ингредиенты. На выходе получается варево, половина которого условно считается кашей, а вторая половина — борщом. В бухгалтерский котел бросаются все затраты без детализации. На выходе получается себестоимость. Но если компания выпускает больше одного вида продукции, то это себестоимость кашеборща. А руководителю важно понимать, сколько он потратил на кашу, а сколько на борщ.

Группировка затрат по статьям и элементам раскроет себестоимость

Чтобы иметь представление о том, какие затраты составляют себестоимость конкретных видов продукции и какие ресурсы компании требуют особенно пристального внимания главбуха, нужно раскрывать себестоимость в разрезе экономических элементов и статей калькуляции.

Элементы затрат (Cost Elements) — это экономически однородные затраты. При их объединении важно, на оплату каких производственных ресурсов направлены эти затраты. И не важно, в каком подразделении, географическом сегменте или бизнес-процессе они возникли. Поэлементная группировка позволяет понять, какой ресурс наиболее важен для компании. Как правило, наиболее потребляемый ресурс содержит максимальные возможности экономии.

ПБУ 10/99 «Расходы организации» выделяет пять элементов затрат.

Материальные затраты. Это стоимость сырья и материалов, комплектующих, полуфабрикатов, топлива, воды, электроэнергии, работы подрядчиков. Все затраты, имеющие материальное воплощение, кроме покупки внеоборотных активов — от руды для выплавки стали до кофе в приемную директора.

Из материальных затрат исключается стоимость возвратных отходов — обработанных в производстве материалов, которые потеряли свои первоначальные свойства, но эти материалы еще могут быть использованы или проданы. Например, металлическая стружка или опилки.

Затраты на оплату труда. Это зарплаты, премии, надбавки, компенсации, районные коэффициенты, отпускные. Все выплаты в пользу работников, связанные с выполнением трудовых функций, от уборщицы до директора.

Отчисления на социальные нужды. Это отчисления в ПФР, ФСС, медстрах, на обязательное страхование отдельных категорий работников и на добровольное страхование в негосударственные пенсионные фонды. Эти затраты непосредственно связаны с затратами на оплату труда конкретных работников.

Амортизация. Это амортизация основных средств и нематериальных активов от буровой установки до компьютера в бухгалтерии или товарного знака компании.

Прочие затраты. Это затраты на уплату налогов, аренду, гарантийные ремонт и обслуживание, командировки, консалтинговые услуги, представительские нужды, телефонию и интернет. Все затраты, которые не попали в предыдущие четыре элемента.

Пункт 8 ПБУ 10/99 обязывает бухгалтера вести учет затрат в разрезе элементов и в этом же разрезе раскрывать в финансовой отчетности формирование расходов по обычным видам деятельности: себестоимости, коммерческих расходов и управленческих расходов. На практике последнее требование часто игнорируется, поэтому информацию о поэлементной структуре затрат приходится вручную вытаскивать из бухучета.

Статьи затрат

Статьи затрат (Cost Item) характеризуют однородность цели их осуществления. Если поэлементная группировка позволяет понять, при потреблении каких ресурсов возникли затраты, то постатейная — на что направлены эти затраты.

Например, для содержания офиса нужно закупать чай, кофе и печенье, платить зарплату офис-менеджеру и страховые взносы с нее. Это четыре разных экономических элемента: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и прочие затраты. Их объединяет статья «Общехозяйственные расходы».

В отличие от элементов затрат их статьи не определены в бухгалтерской нормативке. Пункт 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации» гласит: «Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливает организация самостоятельно». Оно и логично: все компании потребляют одни и те же ресурсы, но тратят их по-разному. Используемый в конкретной компании набор статей затрат называют номенклатурой затрат.

Важная деталь

Перечень статей затрат компания устанавливает самостоятельно.

Вот так выглядит типовая номенклатура затрат для производственного предприятия:

— сырье и материалы, использованные в основном производстве;

— возвратные отходы: побочная продукция, например металлолом, рыночная стоимость которой вычитается при калькулировании производственной себестоимости;

— покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

— топливо и энергия на технологические цели;

— зарплата производственных рабочих, которые непосредственно заняты в производстве продукции;

— отчисления на социальные нужды с зарплаты производственных рабочих;

— расходы на подготовку и освоение производства, которые были произведены до начала производства;

— потери от брака: затраты на исправление брака и себестоимость окончательно испорченной продукции;

— общепроизводственные расходы;

— прочие производственные расходы, не попавшие в предшествующие статьи, например стоимость сертификации продукции;

— общехозяйственные расходы;

— коммерческие расходы.

Частично такая группировка статей поддерживается Планом счетов. Например, для учета общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов предусмотрены отдельные синтетические счета 25, 26 и 44. Другие статьи обычно реализуют через введение аналитических счетов. Совокупность этих затрат образует полную себестоимость продукции.

Переменные затраты прямо зависят от объема производства. Постоянные затраты от него не зависят

Переменные и постоянные затраты

По отношению к объему производства выделяют два вида затрат: переменные и постоянные.

Переменные затраты (Variable Cost) прямо зависят от объема производства. Чем больше объем производства, тем больше переменные затраты, и наоборот. Например, это:

— стоимость сырья, из которого изготовлена продукция;

— стоимость энергоресурсов, потраченных производством;

— сдельная заработная плата работников, которые произвели продукцию;

— социальные отчисления с этой зарплаты.

Постоянные затраты (Fixed cost) не зависят от объема производства. Даже если вы ничего не произведете в текущем месяце, они все равно будут. С другой стороны, при увеличении объема производства они останутся прежними. Например, это:

— затраты на содержание офиса: коммуналка, аренда, канцтовары;

— имущественные налоги: на имущество, транспортный, земельный;

— повременная зарплата управленческого и производственного персонала;

— социальные отчисления с этой зарплаты.

Пример 2. Как определить, какие из затрат постоянные, а какие переменные

Для производства одного торта требуются продукты на 100 руб. Зарплата кондитера и социальные отчисления с нее — еще 100 руб. На каждый следующий произведенный торт компания потратит 200 руб. Это переменные затраты.
Кроме этих затрат компания ежемесячно должна платить 20 000 руб. за аренду и 10 000 руб. за рекламу тортов в соцсетях. Это постоянные затраты.
Если компания произведет 100 тортов, то переменные затраты составят 20 000 руб. (200 ₽ × 100 тортов). Постоянные — 30 000 руб.
Если компания произведет 120 тортов, то переменные затраты составят 24 000 руб. (200 ₽ × 120 тортов). Постоянные — по-прежнему 30 000 руб.
В чистом виде постоянные затраты — это сферический конь в вакууме

В чистом виде постоянные затраты — это сферический конь в вакууме. В теории управленческого учета обычно используется термин «условно-постоянные затраты». Они не зависят от небольшого изменения объема производства. При существенных изменениях постоянные расходы утрачивают постоянство.

Пример 3. Как постоянные затраты реагируют на изменение объема производства

Реклама в соцсетях сработала, и все захотели купить торт. В компанию прилетело 500 заказов. Чтобы выполнить их все, нужно нанять еще двух кондитеров, арендовать более просторную кухню за 50 000 руб. и нанять оператора для обработки заказов за 25 000 руб. В результате постоянные затраты вырастут на 75 000 руб. и зафиксируются на этом уровне, пока объем производства будет примерно таким.
Если спрос снова снизится до 100 тортов, придется уволить лишний персонал и переехать обратно. Постоянные затраты при этом снизятся.

Деление затрат на постоянные и переменные позволяет рассчитывать два показателя, без знания которых собственник не понимает, стоит ли наращивать объем продаж или выходить из бизнеса: маржинальный доход и точку безубыточности. О них расскажу в следующих выпусках рубрики.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.