ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
2
Январь 2023года
Вокруг бухгалтерии
Электронные подписи

Какие электронные подписи надо срочно заменить, а какими еще можно пользоваться

Сроки использования электронных подписей снова изменили. Разобраться с новыми требованиями и датами поможет эта статья. Узнаете, какие подписи пока можно использовать в работе, а какие лучше поскорее заменить на новые.

Какая подпись нужна директору или ИП

Еще по этой теме

Чиновник из ФНС объяснил, как в 2023 году использовать электронные подписи.

Квалифицированные электронные подписи (КЭП), которые директор или ИП получали в коммерческих удостоверяющих центрах в конце 2021 года, будут работать, пока не истечет срок их действия. При этом в 2023 году такие подписи постепенно станут недействительными и их придется заменить на государственные, которые выдают УЦ ФНС (п. 2.3, 2.7 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ).

Например, электронную подпись директору выдали в декабре 2021 года. Срок ее действия — 15 месяцев. Значит, ее можно использовать и в I квартале 2023 года. Но проверьте, когда именно заканчивается срок действия сертификата, чтобы заранее оформить новую подпись в УЦ ФНС. Получить сертификат подписи через ФНС директор или предприниматель должны лично. Для этого им надо прийти в налоговую инспекцию, в которой открыты УЦ ФНС. Вот инструкция на этот случай.

Памятка. Как директору или ИП получить электронную подпись в УЦ ФНС
  Новая подпись
Директор или ИП подают заявление о получении сертификата электронной подписи через свой личный кабинет на сайте ФНС (lkfl2.nalog.ru).
Когда заявление подано, можно идти в инспекцию. Директор или ИП это делают лично, захватив с собой USB-токен, паспорт, СНИЛС.
Если заявление подали не через личный кабинет ФНС, это можно сделать и в УЦ ФНС. Инспектор проверит документы и запишет на носитель КЭП и сертификат.
  Продление действующей подписи
Директор или предприниматель входят в личный кабинет по сертификату, ранее полученному в УЦ ФНС (lkfl2.nalog.ru).
В разделе «Сервисы» выбирают пункт «Перевыпустить сертификат электронной подписи» и заполняют заявление.
После того как система проверит данные, надо подтвердить запрос о формировании и получении сертификата электронной подписи и отзыве старого сертификата.
Последним шагом надо кликнуть по кнопке «Записать сертификат на носитель ключевой информации» и дождаться, когда сертификат будет записан на носитель. Срок его действия составит 15 месяцев.
 Наведите камеру смартфона на QR-код, чтобы посмотреть адреса всех УЦ ФНС и выбрать наиболее удобныйА здесь смотрите информацию о доверенных лицах ФНС, у которых также можно получить электронную подпись
 

Если заканчивается срок действия подписи, которую директор или ИП ранее получали в ФНС, ее можно перевыпустить, не посещая инспекцию. Такая возможность появилась осенью 2022 года. Обязательное условие для дистанционного продления сертификата — наличие действующего, то есть еще не истекшего сертификата электронной подписи от УЦ ФНС.

Какая электронная подпись нужна сотрудникам компаний или ИП

1
сентября

2023 года — до этой даты сотрудники вправе использовать электронные подписи, выданные коммерческими УЦ

Подписи для сотрудников или представителей компаний и ИП, которые действуют по доверенности, ФНС не выдает. УЦ ФНС работают только с директорами и предпринимателями. Поэтому сотрудникам нужно обращаться в коммерческие удостоверяющие центры — других вариантов нет.

В 2022 году коммерческие УЦ продолжали выдавать подписи доверенным лицам по старой схеме: с данными сотрудника и реквизитами компании или ИП. Действие таких подписей должно было прекратиться 1 января 2023 года. Предполагалось, что с этой даты сотрудники будут использовать только личные электронные подписи вместе с машиночитаемой доверенностью. Но переходный период на машиночитаемые доверенности продлили, поэтому сотрудники вправе использовать подписи с данными о компании до 31 августа 2023 года включительно (Федеральный закон от 19.12.2022 № 536ФЗ).

Учтите, что 31 августа 2023 года — последний день, когда подписи коммерческих УЦ, выданные сотрудникам от имени компании или ИП, будут считаться действительными. Если подпись станет недействительной раньше, ее можно продлить. Например, если в марте 2023 года срок действия сертификата ключа сотрудника закончится, вы сможете переоформить ее в УЦ. По новым правилам все коммерческие УЦ прекратят оформлять ЭП сотрудников, содержащих реквизиты работодателя, только с сентября 2023 года.

На заметку

Какие доверенности теперь нужны сотрудникам компаний и ИП

1. Допустим, сотрудник пока использует электронную подпись, оформленную от имени компании или предпринимателя. Документы и отчетность можно визировать на основании бумажной доверенности. Такая схема будет работать до 31 августа 2023 года включительно. С 1 сентября 2023 года сотрудники смогут подписывать рабочие документы только новой личной ЭП, если есть машиночитаемая доверенность. 2. К примеру, сотрудник уже оформил новую подпись на физлицо в коммерческом УЦ. Работнику нужна машиночитаемая доверенность. Сформировать и зарегистрировать такую доверенность в налоговой можно с помощью бухгалтерской учетной программы или на сайте ФНС (nalog.gov.ru). Машиночитаемую доверенность должен завизировать директор или ИП подписью, которую получил в УЦ ФНС или у доверенных лиц ФНС.