ещё
свернуть
Все статьи номера
14
Июль 2016года
Налоги, бухучет и взносы
Поправки в ПБУ

Что лучше всего переделать в учете из‑за поправок в ПБУ

Минфин переписал сразу четыре ПБУ. Перейти на новые правила можно прямо сейчас. Но не торопитесь. Каждая поправка несет компании не только выгоды, но и опасности. Оценить их поможет наша таблица.

Изменения в четыре ПБУ вступили в силу 20 июня (приказ Минфина России от 16 мая 2016 г. № 64н). Но у каждой поправки помимо плюсов есть минусы. Последних мы насчитали семь:

1) некрасивый баланс;

2) сложности с переходом на упрощенку с 2017 года;

3) переплата налога на имущество;

4) риск штрафов за грубые ошибки в бухучете;

5) искажение в бухгалтерской отчетности сведений о финансовом положении компании;

6) путаница с остатками ТМЦ;

7) возникновение дополнительных разниц по ПБУ 18/02.

Применять поправки можно с 2016 года (информсообщение Минфина России от 24 июня 2016 г. № ИС-учет-3). Достаточно внести изменения в учетную политику. Компания вправе так поступить, ведь она меняет свои правила в связи с нововведениями в законе (п. 10 ПБУ 1/2008). Кого касаются поправки, смотрите в шпаргалке ниже. Если решились менять учет, издайте приказ. За основу возьмите образец.

Шпаргалка

Кто может применять поправки

Новые правила могут применять компании, которые имеют право вести бухучет в упрощенном порядке. В частности, это малые компании. Но не все. Изменения не касаются тех малых компаний, которые обязаны проводить аудит отчетности. Это, к примеру, акционерные общества и компании, у которых выручка превышает 400 млн руб. или сумма активов баланса больше 60 млн руб.

Что поменялось в ПБУ
Правила, которые действуют сейчасНовые правила, на которые можно перейти

Основные средства

Амортизацию надо начислять ежемесячноАмортизацию можно начислять с любой периодичностью, но не реже одного раза в год (31 декабря).
Плюсы:
— одна проводка вместо двенадцати, если начислять амортизацию раз в год;
— возрастет промежуточная прибыль. Это поможет компании получить кредит или взять имущество в лизинг, а также увеличит промежуточные дивиденды (если компания их выплачивает).

Минусы:
— компания переплатит налог на имущество, так как остаточная стоимость основного средства весь год не будет уменьшаться на амортизацию. Это не касается упрощенщиков;
— если не начислять амортизацию, то остаточная стоимость основных средств на 1 октября 2016 года может оказаться более лимита (сейчас — 100 млн руб.). Компания сможет подать уведомление о переходе на упрощенку с 2017 года, это не нарушение Налогового кодекса, но может вызвать вопросы со стороны налоговиков. Они могут запросить справку о стоимости основных средств на 1 января;
— возникнут дополнительные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.
В стоимость основных средств включают все затраты на покупкуОсновные средства принимают на учет по цене продавца плюс затраты на монтаж. А если речь о сооружении, а не о покупке, то по договорной стоимости. Остальные расходы на покупку списывают сразу.
Плюсы:
— расходы, связанные с покупкой основных средств, можно списать в том периоде, к которому они относятся. Это упростит учет.

Минусы:
— уменьшится финансовый результат отчетного периода из-за того, что компания единовременно спишет расходы.
Значит, промежуточные дивиденды будут меньше. Также уменьшение текущей прибыли невыгодно, если компания хочет получить кредит или взять имущество в лизинг;
— возникнут дополнительные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.
Стоимость хозяйственного инвентаря списывают по общим правилам. В пределах лимита в 40 000 руб. — единовременно, сверх лимита — через амортизациюАмортизацию по любому хозяйственному инвентарю можно начислить единовременно.
Плюсы:
— стоимость хозинвентаря можно списать в том периоде, в котором потратили деньги. Это упрощает учет.
Минусы:
— уменьшится финансовый результат отчетного периода из-за того, что компания единовременно спишет расходы. Значит, промежуточные дивиденды будут меньше. Уменьшение текущей прибыли невыгодно, если компания хочет получить кредит или взять имущество в лизинг;
— затрудняет контроль за имуществом.

Нематериальные активы

Расходы на НМА списывают только через амортизациюЗатраты на покупку и создание НМА включают в состав расходов единовременно
Плюсы:
— нет необходимости формировать первоначальную стоимость актива и начислять по нему амортизацию.

Минусы:
— уменьшится финансовый результат отчетного периода из-за того, что компания единовременно спишет расходы. Значит, промежуточные дивиденды будут меньше. Уменьшение текущей прибыли невыгодно, если компания хочет получить кредит или взять имущество в лизинг;
— приводит к разницам между бухгалтерским и налоговым учетом;- искажает для пользователей картину баланса.

Расходы на НИОКР

Затраты на НИОКР списывают в течение ожидаемого срока использования результатов, но не более пяти летЗатраты на НИОКР можно списывать единовременно.
Плюсы:
— можно не растягивать списание расходов.

Минусы:
— уменьшится финансовый результат отчетного периода из-за того, что компания единовременно спишет расходы. Значит, промежуточные дивиденды будут меньше. Также уменьшение текущей прибыли невыгодно, если компания хочет получить кредит или взять имущество в лизинг.

Материально-производственные запасы

В стоимость МПЗ включают все затраты на покупкуТовары и материалы учитывают по цене поставщика. Иные затраты, которые связаны с их покупкой (доставка, комиссионные вознаграждения посредникам и т. п.), включают в состав расходов единовременно.
Плюсы:
— стоимость затрат, связанных с покупкой МПЗ, можно списать в том периоде, в котором потратили деньги.

Минусы:
— уменьшится финансовый результат отчетного периода из-за того, что компания единовременно спишет расходы. Значит, промежуточные дивиденды будут меньше. Уменьшение текущей прибыли невыгодно, если компания хочет получить кредит или взять имущество в лизинг;
— возникнут дополнительные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.
Сырье и материалы списывают после передачи в производство, а товары — после продажиСырье, материалы и товары включают в расходы единовременно, если их остатки несущественны. Микропредприятия могут списать затраты в полной сумме без дополнительных условий.
Плюсы:
— можно не откладывать списание расходов до передачи активов в производство или продажи.

Минусы:
— уменьшится финансовый результат отчетного периода из-за того, что компания единовременно спишет расходы. Значит, промежуточные дивиденды будут меньше. Уменьшение текущей прибыли невыгодно, если компания хочет получить кредит или взять имущество в лизинг;
— приводит к разницам между бухгалтерским и налоговым учетом;- искажает для пользователей картину баланса;
— затрудняет контроль за имуществом.
Все компании должны создавать резерв под снижение стоимости МПЗНеобязательно создавать резерв под снижение стоимости МПЗ.
Плюсы:
— упрощает работу, не будет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Минусы:
— искажает для пользователей картину баланса.
 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Как по новым правилам можно начислять в бухучете амортизацию компаниям, которые вправе применять упрощенные способы учета:
Начислять амортизацию можно как единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года, так и периодически в течение отчетного года.
ежемесячно или ежеквартально;
раз в год, 31 декабря;
с любой периодичностью в течение отчетного года, в том числе и единовременно.