
Если обновляете сотрудникам электронные подписи, сделайте эти проводки
Электронные подписи, которые выданы сотрудникам компаний по обычной письменной доверенности, а не по МЧД, можно использовать еще год (Федеральный закон от 04.08.2023 № 457-ФЗ). Если хотите пока работать с КЭП без машиночитаемых доверенностей, пусть сотрудники оформят или обновят подписи до 1 сентября — потом это сделать будет уже невозможно. А как отразить расходы на электронные подписи в бухучете, читайте в статье.
Еще по этой теме
Готовая инструкция, как получить МЧД с минимальными временными затратами.
За усиленными квалифицированными подписями представителям компаний или ИП нужно обращаться в коммерческие удостоверяющие центры. ФНС такие подписи не выдает.
Изготовление сертификатов ключей подписей — возмездная услуга, поэтому в бухучете потребуется сделать записи. Какие — рассмотрим далее. Есть два варианта.
Вариант 1. Затраты на изготовление сертификатов ключей подписей можно отразить в бухучете единовременно. Стоимость отнесите в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» на дату подписания акта оказания услуг (п. 16 ПБУ 10/99).
В учете сделайте проводки:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60 оказаны услуги по созданию ключа ЭП, ключа проверки ЭП и сертификата УЦ; |
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 отражен входной НДС; |
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 входной НДС принят к вычету. |
На заметку
Учитывать ли электронную подпись в бухучете как нематериальный актив
Формально сертификат электронной подписи подходит под определение нематериального актива, так как у него отсутствует материально-вещественная форма. Но в то же время период действия ЭП определяет удостоверяющий центр, который ее выпустил. Он же вправе аннулировать ЭП. Отсюда вывод, что электронную подпись нельзя отнести к НМА. Значит, стоимость подписи достаточно учесть в составе расходов — текущих или будущих.
Вариант 2. Если сертификат ЭП действует год и более, списать расходы на его приобретение единовременно нельзя. Отразите расходы на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывайте равными долями в течение срока действия сертификата (п. 19 ПБУ 10/99). Проводка:
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60 оказаны услуги по созданию ключа ЭП, ключа проверки ЭП и сертификата УЦ. |
Затем ежемесячно делайте такую запись:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 97 списана часть расходов будущих периодов. |
В таком же порядке спишите стоимость носителя ключевой информации — USB-носителя, токена или флешки — с записанным ключом проверки ЭП. Это при условии, что стоимость носителя не выделена отдельно в договоре, но входит в стоимость сертификата.
Если носитель приобрели отдельно от сертификата, списать расходы на него можно через счет 10 «Материалы». Проводки — ниже. Или же стоимость носителя учтите сразу на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 оприходован носитель с ключом электронной подписи; |
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 передан в эксплуатацию носитель с ключом электронной подписи. |
На заметку
Что с электронными подписями директоров и предпринимателей
31 августа 2023 года заканчивают действовать ЭП директоров и ИП, выданные в коммерческих удостоверяющих центрах. Такие подписи заблаговременно придется заменить на государственные, которые выдают УЦ ФНС (п. 2.3, 2.7 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ). УЦ ФНС работают только с директорами, предпринимателями и нотариусами. Эти люди вправе оформить электронную подпись через ФНС бесплатно.
за правильный ответ
