ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
16
Август 2023года
Кадровая работа
Микрообучение

Правда и мифы о новых правилах воинского учета

Уведомлять военкоматы о приеме и увольнении работников понадобится по новой форме и в более короткие сроки. Предлагаем проверить, как вы поняли вступившие в силу изменения. Перед вами карточки с утверждениями. Определите, правда это или ложь.

16
Август 2023года
Кадровая работа
Сервисы Роструда

Будьте готовы к спорам с сотрудниками через новый сервис Роструда

Роструд запустил новый сервис для работников, который позволит без участия трудинспекции и суда урегулировать трудовые споры. Этот же сервис будет полезен компаниям и лично главбухам, которые отвечают за кадровую работу. В статье расскажем, для чего понадобился новый сервис, как будет устроено ваше взаимодействие с ним и обязана ли компания в нем зарегистрироваться.

Бесплатный сервис Роструда называется «Урегулирование разногласий между работником и работодателем» и находится на сайте онлайнинспекция.рф. Найти его можно на главной странице сайта в разделе «Сервисы».

Рис. 1. Общий вид сервиса

Сервис пока работает в тестовом режиме, поскольку запустили его совсем недавно. В перспективе он может видоизмениться, но пока выглядит, как на скриншоте.

С помощью нового сервиса сотрудник может обратиться к работодателю с претензией по соблюдению своих трудовых прав (информация Роструда от 20.06.2023). А работодателю придется на нее ответить. Если стороны договорятся, сотрудник не пойдет жаловаться в инспекцию. А значит, снижается риск внеплановой проверки Роструда.

Регистрироваться в сервисе компания не обязана,
но если она это сделала, отвечать на обращения сотрудников
нужно за 10 рабочих дней. Если не ответить, штрафа не будет,
но работник сможет обратиться уже в трудовую инспекцию.

ИВАН ШКЛОВЕЦ,
заместитель руководителя Роструда

В сервисе работодатель может завести личный кабинет, в котором будут видны обращения, поступающие от сотрудников. По задумке Роструда, если у сотрудника возникли какие-то претензии к работодателю, он вправе авторизоваться в сервисе через портал Госуслуг и направить обращение в адрес компании.

Рис. 2. Сервис для работника

В сервисе сотрудник в четыре шага сформирует обращение в адрес работодателя и укажет, в чем суть его претензии.

На одном из этапов создания обращения сотрудник выбирает категорию и подкатегорию проблемы из встроенного классификатора. Например, прием на работу, рабочее время, зарплата, увольнение и др. Если работник не нашел в классификаторе нужную категорию и подкатегорию, он выбирает «Прочие вопросы».

Работодателю обращения сотрудников будут поступать, только если он сам авторизуется в сервисе. Сделать это можно через личный кабинет компании на Госуслугах. Сразу после регистрации на сайте онлайнинспекция.рф у работодателя появится личный кабинет, о котором мы говорили выше. Туда и будут поступать обращения от недовольных сотрудников. Уведомления о таких обращениях станете получать на корпоративную электронку, к которой привязаны Госуслуги.

Рис. 3. Сервис для компании

Если работодатель авторизуется в сервисе через Госуслуги, у него появится личный кабинет, куда будут приходить обращения сотрудников.

Регистрироваться в сервисе работодатель не обязан, это нам подтвердили в Роструде. Но есть смысл сделать это добровольно. Сервис позволит достигнуть с сотрудником компромисса по его вопросу прежде, чем работник пожалуется в трудинспекцию или обратится в суд. Значит, вы сэкономите рабочее время, деньги компании и собственные нервы.

16
Август 2023года
Кадровая работа
Конфликт в компании

Сотрудник вправе отказаться от увольнения, даже если трудовой договор уже расторгли

Из-за чего спорили: сотрудник отозвал заявление об увольнении по собственному желанию, но сделал это уже после расторжения трудового договора. Суду сообщил, что ушел не по своему желанию, а под давлением руководства.

Кто выиграл: работник.

Победный аргумент: сотрудник отозвал заявление, значит, у него не было намерения увольняться.

Компания неожиданно вызвала сотрудника на работу в последний день отпуска. Когда работник появился в офисе, ему выдали печатный бланк заявления об увольнении по собственному желанию. Заявление стороны подписали и в тот же день расторгли договор. Вот только увольняться работник не хотел и после нескольких неудачных попыток отозвать заявление об увольнении обратился в суд.

Сначала суды поддержали работодателя. Ведь на заявлении об увольнении стоит подпись сотрудника и он не отрицает, что сам поставил ее. Но Верховный суд решил иначе (определение от 14.11.2022 № 35-КГ22-7-К2). Нижестоящие суды не учли тяжелое материальное положение работника. Это говорит о том, что он не имел не только желания, но и возможности уволиться.

Какие аргументы сработали в пользу работника

Если сотрудник отзывает заявление на увольнение, это как раз и указывает на то, что желания увольняться у него на самом деле нет. В таких случаях работодатель обязан сам доказать инициативу сотрудника. А в рассмотренном деле у компании даже не было попытки выяснить причину, по которой работник уходит, и она не разъяснила ему последствия увольнения по собственному желанию. Также судьи обратили внимание на то, что заявление написано сотрудником не от руки, а напечатано на бланке компании. То есть готовый бланк ему, скорее всего, вручил работодатель. Не оставили они без внимания и факт тяжелого материального положения уволенного. Кроме того, сотрудник после увольнения обратился за поддержкой в суд. Значит, он действительно хотел продолжить работу.

Совет редакции: подтвердите документами, что сотрудник решил увольняться сам

Сотрудник вправе расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме минимум за две недели (ч. 1 ст. 80 ТК). Пока срок предупреждения об увольнении не истек, у работника есть право отозвать свое заявление. Тогда процедура увольнения будет законна. Есть только одно исключение: на должность, которую освобождает сотрудник, уже успели пригласить нового человека (ч. 4 ст. 80 ТК).

Суды детально анализируют все обстоятельства увольнения, которое сотрудник считает незаконным. В том числе рассматривают его материальное положение. Чтобы защитить компанию от подобных споров, попросите работника описать причину увольнения. Не обязательно прямо в заявлении, подойдет даже сообщение по электронной почте. Кроме того, чтобы подстраховаться, попросите сотрудника составить заявление полностью от руки. Под подпись объясните ему права и последствия увольнения. А чтобы не осталось сомнений, в последний день работы попросите сотрудника подтвердить, например в электронном письме, что его решение окончательное.

Верховный суд еще раз указал, что формальный подход
недопустим при разрешении трудовых споров. А решения
выносятся на основе детального анализа всех особенностей
каждой ситуации и личных обстоятельств работника.

ОЛЕСЯ УМРИХИНА,
адвокат МКА «Князев и Партнеры»
Еще четыре недавних спора между компаниями и работниками
СитуацияАргументы судей

О наказании за проступок

Нельзя уволить за повторный проступок, если не доказана тяжесть нарушения
Инженера проектной бригады перевели на дистанционную работу, направили по электронной почте задание и установили срок его исполнения. За невыполнение задач сотруднику объявили выговор, а за повторное нарушение сроков уволили. Сотрудник обратился в суд. Ведь указанные задания не входили в круг его должностных обязанностей и у него не было соответствующего опыта работы для их выполненияСуды трех инстанций признали увольнение законным. Верховный суд не согласился. Работодатель не смог доказать тяжесть проступка. За 12 лет работы сотрудника ни разу не привлекали к дисциплинарной ответственности. Он получал премии за высокие показатели и успешно проходил аттестацию. Судьи потребовали пересмотреть дело (определение Верховного суда от 05.06.2023 № 5-КГ23-29-К2)

Об увольнении во время болезни

Работодатель обязан сам проверить, нет ли открытого больничного у сотрудника, который увольняется
Организация сократила должность сотрудника. В день сокращения работник ушел на больничный. А когда подписывал приказ о прекращении трудового договора, не сообщил об этом работодателю. После сокращения сотрудник обратился в суд и потребовал восстановить его на работеСудьи поддержали сотрудника. За работу с больничными отвечает работодатель. А компания загрузила электронный больничный в свою систему лишь через месяц после сокращения (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2023 № 88-15130/2023)

О надбавках

Работодатель не обязан заранее уведомлять об отмене стимулирующих выплат, которых нет в договоре
Сотруднику платили надбавки: персональную и за увеличение объема работ. Но однажды организация их отменила. Работник с этим не согласился и обратился в суд. Он заявил, что трудился без замечаний, а об отмене надбавок его надо было уведомить за два месяцаСуд встал на сторону компании. Трудовой договор и локальные акты не гарантировали выплату надбавок. Их вводили на время и перестали начислять всему отделу из-за того, что уменьшили нагрузку. Предупреждать об отмене надбавок не требовалось, поскольку условия трудового договора не менялись (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.04.2023 № 8Г-8632/2023)

О сокращении

Нельзя сократить сотрудника, если ему не предложили другую работу в компании
Компания уведомила сотрудника о сокращении. Однако другую должность не предложила. Работник написал заявление о досрочном увольнении в связи с сокращением. Позднее он обратился в суд с заявлением о восстановлении на работе. Бывший сотрудник пояснил, что не стал бы увольняться, а планировал рассмотреть варианты перевода на другую должностьСудьи поддержали сотрудника. Его согласие на досрочное увольнение не освобождает работодателя от обязанности предлагать имеющиеся вакансии. На момент сокращения в компании были свободные нижестоящие должности (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2023 № 88-14614/2023)
 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Сотрудник повздорил с работодателем и в сердцах написал заявление об увольнении. Позже остыл и уходить передумал. В каком случае он не вправе отозвать документ, даже если срок предупреждения об увольнении еще не истек?
Сотрудник вправе расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме минимум за две недели. Пока срок предупреждения об увольнении не истек, у работника есть право отозвать свое заявление. Есть только одно исключение: на должность, которую освобождает сотрудник, успели пригласить нового человека. В этом случае отозвать документ уже не получится.
Если работодатель не собирается мириться с сотрудником.
Если работодатель уже пригласил на его место другого.
Сотрудник вправе отозвать заявление в любом случае.
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.