Коллеги! Не беспокойтесь, мы бережно храним ваши персональные данные и лишних не просим
Уважаемые сотрудники! Когда вы подписываете согласие на обработку персональных данных, у нас появляется обязанность эти данные оберегать. Мы следуем всем правилам Роскомнадзора, поэтому можете быть уверены: ваша личная информация останется в стенах компании.


Почему учетную политику надо применять последовательно
Сегодня в рубрике «Финансовый учет для начинающих» Алексей Иванов продолжает цикл статей о бухгалтерских принципах, соблюдение которых делает бухгалтерскую информацию полезной для внешних и внутренних пользователей. В первой статье цикла Алексей уже рассказал о двух из четырех основополагающих допущений бухгалтерского учета: имущественной обособленности и непрерывности деятельности. Сегодня речь пойдет о двух оставшихся.
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ — участник разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета нового поколения. Основатель и ведущий телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Автор трех монографий, более ста научных статей и бестселлера «Бухгалтерия для небухгалтеров», генеральный директор Академии «Регламент» — образовательного онлайн-проекта для бухгалтеров, к. э. н., доцент.

Допущение последовательности применения учетной политики: почему это так важно
Допущение последовательности применения учетной политики установлено ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Его важно понимать не только главбуху, но и любому пользователю финансовой отчетности, который хочет правильно интерпретировать динамику изменения показателей компании.
Важная деталь
Если бухгалтерские принципы не соблюдать, ваши отчеты будут бессмысленным набором цифр. Даже если все остальное делаете верно.
Формулируется допущение так: «принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому». И речь здесь не о соблюдении учетной политики внутри года, а о том, как корректировать финансовую отчетность при изменении методов учета в новом году. В МСФО это допущение называется comparability, то есть «сопоставимость» — мне кажется, так гораздо понятнее.
Обычно учетную политику оформляют в виде документа, который утверждает приказом руководитель компании. Но даже если такого документа нет, учетная политика все равно существует, просто как набор единообразно применяемых способов бухучета. Здравомыслящий главбух отражать однотипные факты хозяйственной жизни по-разному не станет — это значит добавлять себе работы. А вот менять учетную политику с нового года, следовать ей в новом году, но не корректировать входящие остатки, многие главбухи считают в порядке вещей. Такой порядок применения новой учетной политики называется перспективным применением и допускается некоторыми бухгалтерскими стандартами. Но при перспективном применении данные разных периодов невозможно сопоставить. Из финансовой отчетности в таком случае не понять, куда движется компания.
Пример 1. Почему важно сопоставлять периоды, когда меняете учетную политику.
Чтобы не допустить такого, бухгалтеры придумали ретроспективный пересчет. Это корректировка входящих остатков в финансовой отчетности исходя из предположения, что измененный способ ведения бухучета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной жизни. То есть новая учетная политика применяется к прошлым периодам, как если бы она действовала всегда.
Временная определенность фактов хозяйственной жизни: как это работает
Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни тоже установлено ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В нем сказано, что факты хозяйственной жизни компании относятся к тому отчетному периоду, в котором они случились. Не важно, когда фактически поступили или выплачены деньги, связанные с этими фактами. В МСФО это допущение называется методом начисления, по-английски — Accrual Basis of Accounting.
Метод начисления — один из главных бухгалтерских принципов, непонимание которого заводит начинающих предпринимателей в ловушку «прибыль есть, а денег нет». Идея метода в том, что внутри текущего периода фиксируются будущие денежные потоки. Это позволяет разделить финансы компании и ее экономику.
Финансы компании описываются ее денежными потоками. Но положительное сальдо денежных потоков вовсе не означает, что компания получила прибыль. Равно как и отрицательное не обязательно связано с убытками. Если вы получили предоплату за продукцию, которую подписались продать по цене ниже себестоимости, приток денег сейчас приведет к большему оттоку в будущем, когда придется оплачивать потребленные в производстве ресурсы. Отсрочка платежа при цене выше себестоимости даст отток денег сейчас, но в будущем их станет больше. Поэтому на основе одного отчета о движении денежных средств, в котором отражены финансы компании, правильные решения не принять.
Экономика компании тоже связана с деньгами. Но эти деньги могут находиться в разных формах. Деньги — универсальный измеритель стоимости любых активов, обязательств и капитала. Факт хозяйственной жизни, например продажа продукции, может не приводить к движению денег в моменте, но меняет стоимость этих активов. Это изменение показывает величину будущих денежных потоков и раскрывается в отчете о финансовых результатах, а картина сложившегося в результате имущественного положения видна в бухгалтерском балансе.
Пример 2. Почему важно распределять финансы и экономику компании
Как видно из примера, после перечисления оставшейся части оплаты прибыль полностью стала деньгами. Но о том, что он их заработал, предприниматель знает уже сегодня. В этом и есть основной смысл метода начисления.


Нездоровое чувство долга — как его у себя распознать и утихомирить
Вы не обязаны хвататься абсолютно за все поручения, с которыми приходят руководитель и коллеги. Если вам легче выполнить, чем отказать, чтобы не мучила совесть, возможно, у вас гипертрофированное чувство ответственности. С этим можно и нужно бороться, чтобы жизнь стала комфортной и менее тревожной. Помогут подсказки от психолога Ирины Сережкиной.
ИРИНА СЕРЕЖКИНА — профессиональный психолог, коуч, арт-терапевт, мастер трансформационных игр и игровых коучинговых методик. С 2014 года помогает специалистам всех направлений устранять барьеры, которые мешают эффективно работать, общаться в коллективе и самореализовываться.

Как диагностировать у себя нездоровое чувство долга
«Неуемная», «всем помогает», «мать Тереза» — так о вас как о человеке с высоким уровнем ответственности могут отзываться коллеги и знакомые. Посмотрите, по каким признакам вы сможете оценить, не зашкаливает ли у вас этот уровень. Перед вами чек-лист. Поставьте в нем галочки рядом с характеристиками, которые, на ваш взгляд, относятся к вам. Если их много, высока вероятность, что вы нагружаете себя лишними задачами, в том числе чужими.
Чек-лист, чтобы выявить у себя нездоровое чувство долга
![]() | Мой день — это 24/7 рабочие и бытовые дела, с которыми мне никто не помогает и никто не сделает их лучше меня |
![]() | Я все тащу на себе — тяжело, но уже привыкла |
![]() | Мне кажется, я беру на себя слишком много, но по-другому не умею |
![]() | Если не выполню все, что запланировала, буду чувствовать тревогу и дискомфорт |
![]() | Мне сложно отказать, когда меня о чем-то просят |
![]() | Думаю, что я альтруист, но не уверена |
![]() | В первую очередь я думаю о других, потом уже о себе |
![]() | У меня слишком много обязательств |
![]() | Я очень устала, но на мне все держится |
![]() | Я не могу даже нормально уйти в отпуск: кто будет за меня все делать? |
![]() | У меня нет времени на себя, а с друзьями и подавно не успеваю встречаться |
![]() | У меня есть хронические проблемы со здоровьем, не исключаю, что сказывается отсутствие отдыха |
Скачайте чек-лист |
Над чем подумать, если беретесь за все подряд
Подключите осознанность — это один из лучших методов борьбы с большинством психологических установок, которые мешают нам жить. Метод осознанности предполагает, что вы задаете себе вопросы и начинаете размышлять об ответах. Озвучивать их никому не нужно, ваша задача — честно ответить себе. Можно записать все на листок под расслабляющую музыку. Когда вы сформулируете то, что вас беспокоит и что вы при этом чувствуете, вы поймете, от чего нужно избавляться. Расскажу, над чем стоит поразмыслить, если есть ощущение, что берете на себя слишком много.
«Кто и почему нагружает меня лишними задачами?» Варианты разные. Если говорить о работе, то первым в голову, конечно, приходит директор: руководители любят вешать на главбухов не только должностные обязанности, но и личные просьбы. Например, заполнить 3-НДФЛ, помочь с документами на загранпаспорт, купить путевку на отдых, прошерстить выгодные варианты потребительских кредитов и пр. Проанализируйте, как и когда так получилось, что директор стал относиться к вам как к ассистенту, а не как к человеку, который управляет бухгалтерией. Почему вы выполняете его посторонние поручения? Что произойдет, если перестанете это делать? Начните с ответов на эти вопросы. В процессе анализа у вас могут появиться и другие, вытекающие из того, что вы уже обдумали. Раскрутите эту цепочку до конца.
«Есть ли в моем окружении люди, которые подружились со мной ради выгоды?» Как проявляется их отношение к вам? Что они готовы дать и дают вам сами, а что требуют взамен? О чем обычно просят? Как вы реагируете? Почему не можете им отказать? Раскручивая эту цепочку вопросов, вы поймете, кто паразитирует на вашей готовности помогать. Таким людям надо смело отказывать.
Возможно, вам пока не очень понятно, пользуется ли какой-то человек вами или и правда дружит. Но вы ощущаете, что не особо хотите ему помогать. Откажите спокойным и ровным тоном, без лишних эмоций. Проследите за реакцией. Если человек реагирует на отказ негативно, скорее всего, он относится к вам неискренне.
«Когда именно я стала взваливать на себя все подряд?» Скорее всего, это тянется еще из детства. Вспомните себя в школьные и институтские годы. В какой момент вы стали брать на себя решение чужих проблем? С какими чувствами вы их выполняли? Кому могли отказать, а кому нет? Почему отказать не получалось? Что вы при этом чувствовали? Подумайте над этими вопросами, а потом спроецируйте их на себя сегодняшнюю, на свою работу. Вы увидите, что ваши действия и эмоции тогда и сейчас схожи. Это поможет вам лучше понять себя и распознать свои истинные чувства.
«Что будет, если я перестану всем помогать?» Скорее всего, ничего не случится. Мир не рухнет, с работы не уволят, настоящие друзья никуда от вас не денутся. Просто позвольте себе осознать этот факт и начните говорить «нет», когда очевидно нужно отказать.
На заметку
Зачем приводить в норму чувство долга
Вы сможете из состояния осознанности оценивать задачи и просьбы, которые «прилетают» на работе и в быту. Станет проще определять, какая это задача: ваша или нет, обязательно ли ее выполнять сейчас или можно потом. Не ваши задачи будете возвращать тем, кто их вам подкинул. Перестанете испытывать чувство тревоги из-за рабочего аврала, которого могло и не быть. Не будете ощущать, что вас используют. Такие ситуации сможете попросту пресекать.
Два упражнения, которые помогут отучиться делать все и для всех
Главный совет тем, кто берет на себя слишком много, — приучить себя отказываться без угрызений совести. Просто начните говорить «нет». Скорее всего, поначалу вы будете испытывать дискомфорт, но через это неизбежно нужно пройти. Вам помогут эти упражнения.
Начните говорить себе «стоп», когда «прилетела» новая просьба. Так лучше поступать вообще с любыми делами. Допустим, директор зашел в бухгалтерию и пытается скинуть на вас новое поручение. Прежде чем соглашаться, мысленно скажите себе «стоп». Оцените, ваша ли это задача или чужая. Вспомните про свои текущие срочные дела. Есть ли у вас возможность их отложить? А сколько вообще за вами всего скопилось, включая то, что вы не должны были на себя брать? Часто человек, который находится в состоянии «я должен», не успевает оценить, есть ли у него время и ресурсы на выполнение новой задачи. Он просто хватает ее, не раздумывая, а после жалеет об этом. Чтобы этого не происходило, каждое новое дело стоит оценивать с точки зрения необходимости к нему подключаться. И только после такого экспресс-анализа принимать решение.
Составьте свод правил о том, как вы взаимодействуете с делами. Возьмите листок и по пунктам распишите, что вам не нравится в себе как в человеке, которому дают слишком много поручений. Например: я беру на себя слишком много; не могу отказать коллегам; не умею отказывать директору и хватаюсь за все, о чем он просит; не рассчитываю свои силы; не умею отдыхать; моя семья обижается, что я постоянно занята. И все в таком духе.
Выплесните на бумагу все, что накопилось, пока не почувствуете, что стало легче. Затем по пунктам укажите, какие обещания себе даете. Например: я обязуюсь уходить домой вовремя; начну пробовать говорить «нет»; не буду делать что-то в ущерб себе и своей семье; начну оценивать свои силы и ресурсы. Перечислите все, что хочется и отзывается внутри вас, перечитав в том числе свою должностную инструкцию. Это поможет вам начать формировать новую себя — если будете пытаться придерживаться правил, которые сами же себе и установите.
На заметку
Частая причина, почему человек привыкает брать на себя слишком много
Эта проблема, как правило, тянется из детства. Причины могут быть разными. Одна из частых — модель воспитания в семье, повышенная ответственность, которую на ребенка возлагали родители. Такое, например, часто происходит со старшими детьми в семье: когда рождается младший ребенок, родители, сами того не замечая, начинают относиться к первенцу как к уже взрослому человеку. Взваливают на него помощь с малышом, другие бытовые хлопоты — постепенно все больше и больше. Начинают требовать, а не просить. За невыполнение ругают, взывают к чувству долга, стыдят, наказывают. В результате у ребенка формируется негативная установка «я должен», подкрепленная тревогой: если не сделать то, что от тебя требуют, последует что-то нехорошее. Этот отравляющий жизнь комплекс человек может пронести с собой через всю жизнь. Его стоит проработать с психологом, и чем раньше, тем лучше. Или хотя бы подключить осознанность, разобраться в себе и попробовать своими силами переломить ситуацию.
