
Правила для налоговых платежей поменяют: к чему готовиться
Еще больше платежей компании будут перечислять в качестве ЕНП. Появится новая возможность узнать о начисленных пенях. У налоговиков мы выяснили, каких изменений по ЕНС ждать бухгалтерам в ближайшее время.
Изменение 1. В ЕНП включат больше платежей
Стоит ждать новых поправок в НК в части ЕНС. В состав единого платежа опять добавят страховые взносы на дополнительное соцобеспечение членов летных экипажей и работников угольной промышленности (ст. 429 НК). Допвзносы за таких сотрудников с 1 января 2025 года вывели из ЕНП (п. 14 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ). Теперь налоговики подготовили поправки, которые предоставят возможность платить эти взносы как на ЕНС, так и на отдельный КБК.
ФНС задумала поправки, потому что действующая система создает неудобства как для бизнеса, так и для налоговиков. У компаний одновременно может возникнуть переплата ЕНП и задолженность по допвзносам. Инспекторы вправе в таком случае делать зачеты. Но возникает проблема, когда инспекторы увидели недоимку и перекинули деньги на КБК допвзносов, а затем компания с опозданием заплатила допвзносы сама. Получается двойная уплата по КБК и недоимка на ЕНС. Решить это можно только заявлением о зачете (см. схему). Без участия компании вернуть деньги на ЕНС инспекторы уже не могут.
![]() |
Помимо допвзносов, есть и другие платежи, которые компании отправляют на отдельные КБК. Тенденция такова, что все больше платежей в бюджет будет «притягиваться» к ЕНС. Например, сначала планировали, что турналог надо будет платить на свой КБК, а потом все-таки включили в состав ЕНП. Возможно, то же самое ждет НДФЛ иностранцев и другие налоги и сборы, которые остаются вне единого счета.
В любом случае, если есть выбор, как платить — ЕНП или на отдельный КБК, лучше отправляйте средства ЕНП, чтобы не возникала ситуация, описанная на схеме выше. Это рекомендация налоговиков. Так избежите лишних списаний с ЕНС и мучений с зачетами.
Шпаргалка
Какие еще налоговые платежи перечисляют на отдельные КБК
Только на отдельный КБК можно платить:
— НДФЛ иностранцев;
— госпошлину, в отношении которой судом не выдан исполнительный документ.
Можно перечислять на ЕНП или на свой КБК:
— налог на профессиональный доход;
— сборы за пользование объектами животного мира;
— сборы за пользование водными биоресурсами.
Изменение 2. Расчет пеней отследите онлайн
Уже в 2025 году вы увидите в личном кабинете ФНС раздел с расчетом пеней. Сначала обновится кабинет компаний, потом ИП.
Информативность в новом разделе будет схожа с новой справкой о сальдо. В ней отражают пени за все время существования ЕНС с подробным расчетом каждого значения.
На заметку
Физики будут пользоваться новым аналогом ИНН
Уже с 2025 года физлица вправе в налоговых декларациях, заявлениях или иных документах вместо ИНН ставить ЕРН (единый регистрационный номер). Например, в 3-НДФЛ. Этот номер добавят и в справку о сальдо. ЕРН — это новый код, его автоматически присваивают всем физикам. Узнать свой ЕРН можно в личном кабинете ФНС. →lkfl2.nalog.ru


Обращение и жалоба в ФНС: в чем отличия и как не запутаться
Что с чем путают: считают, что обращение и жалоба в налоговую это одно и то же.
Главное отличие: в обращении могут быть просьбы или сообщения. Жалоба — это конкретная просьба о восстановлении нарушенных прав. Обращение более общее понятие, чем жалоба.
Важная деталь
Отследить движение по любому обращению в ФНС можно через сервис «Узнать о жалобе». →service.nalog.ru/complaints.do
Рассказываем об отличиях между письменным обращением и жалобой. На первый взгляд это одно и то же, но на самом деле есть отличия. Важно видеть разницу, потому что от этого зависят способ отправки вашего запроса, сроки ответа на него и результат, которого вы можете добиться. Поясним, в каком случае писать обращение, а в каком — жалобу.
Обращение. Это общий термин, для разных видов обращений: предложения, заявления, жалобы или устного обращения в госорганы (Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Под термин «обращение» подпадают и запросы информации (Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ). Повод для обращения в налоговую может быть практически любой. Вы вправе задать вопрос по исчислению или уплате налога, попросить какой-то документ и т. д. Но учитывайте ограничение. Налоговики не станут отвечать, если вы просите дать оценку какой-то ситуации.
Есть несколько вариантов, как направить обращение в налоговую. Это можно сделать в бумажном виде — по почте или лично, а также в электронном — через сервис «Обратиться в ФНС России», личный кабинет на сайте ФНС или сайт «Госуслуги».
Максимальный срок ответа на запрос — 30 календарных дней после регистрации обращения (ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ, п. 54 и 66 Административного регламента, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343). Продлить рассмотрение налоговики могут только один раз и не более чем на месяц. Вам должны об этом сообщить.
Жалоба. Это обращение, в котором вы выражаете несогласие с чем-то конкретным и просите восстановить ваши нарушенные права. Распространенные причины жалоб — несогласие с решениями по проверкам, требованиями, неправомерные действия или бездействие налоговиков. Например, отказ в приеме декларации, зачете или возврате, заморозка операций по счетам, вызов на допрос и т. д. Порядок рассмотрения жалоб четко прописан в НК, инспекторы не могут от него отступить (гл. 19, 20 НК). Результаты проверок ККТ обжалуют в особом порядке (ст. 41 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Жалобы обычно подают в региональное управление или вышестоящую инспекцию (п. 1 ст. 138 НК). Сейчас жалобу может рассмотреть сама инспекция в короткие сроки — семь рабочих дней (ст. 140.1 НК). Правда, под упрощенный порядок не подпадают жалобы на решения по проверкам и налоговым правонарушениям (ст. 101, 101.4 НК).
Срок принятия решения по жалобе зависит от того, какую жалобу подавали: если обжалуете требования, действия, бездействие — 15 рабочих дней со дня получения, если решение по проверке — месяц (п. 6 ст. 140 НК). Этот срок могут продлить — увеличить вдвое.
Жалобу можно направить на бумаге через представителя или по почте. В электронном виде жалобу составляют на утвержденном бланке и отправляют по ТКС или через личный кабинет (приказ ФНС от 02.09.2024 № ЕД-7-9/693).
Обратите внимание, что сервис «Обратиться в ФНС России» не подходит для отправки жалоб на решения по проверкам и правонарушениям, на действия и бездействие ИФНС. Однако через этот сервис компании и ИП могут отправить жалобу на решения регистрирующего органа (Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Может возникнуть путаница, так что будьте внимательны. Есть пример дела, когда суд отказался рассматривать иск компании из-за неправильно поданной жалобы в УФНС. Арбитры посчитали, что компания нарушила досудебный порядок обжалования. Организация ошибочно подала жалобу на решение по проверке через электронную форму обращения. Еще и не указала в тексте, что не согласна с решением. Налоговики рассмотрели бумагу как обращение. Суд не нашел в этом нарушений (определение Верховного суда от 27.10.2022 № 306-ЭС22-19926). Поэтому, прежде чем подавать жалобу, проверьте, чтобы она была составлена по форме.


Как с помощью дронов автоматизировать процесс инвентаризации
С 1 апреля инвентаризацию можно проводить с помощью фото- и видеосъемки по ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Раньше это тоже не запрещали, но теперь прямо закрепили в стандарте. Значит, можно использовать самые современные методы при пересчете товаров и материалов — дроны. Мы пообщались с бухгалтерами компаний, которые уже опробовали этот инструмент. Читайте, какие плюсы и минусы есть у такой автоматизации и что потребуется для ее внедрения.
Как дроны помогают при инвентаризации
В крупных компаниях, где большие склады со множеством товарных единиц, для инвентаризации используют дроны. Они могут быстро и эффективно облетать большие площади как в закрытых, так и в открытых складских помещениях. При этом фиксировать наличие товаров с помощью встроенных камер и датчиков.
Технологии позволяют не только фотографировать, но и сканировать штрихкоды и QR-коды, что значительно ускоряет процесс учета. А бухгалтеры получают информацию о состоянии запасов в режиме реального времени — она сразу поступает в программы.
Дроны обеспечивают высокую точность инвентаризации. Они исключают человеческий фактор. Сотрудники могут допускать ошибки при подсчете. Из-за этого получается недоучет или переучет товаров и материалов. Дроны могут стать настоящим спасением от ошибок. Беспилотники, оснащенные датчиками, способны точно определить количество товаров на складе, а также их состояние. Это особенно важно для компаний, которые работают с дорогими или чувствительными к условиям хранения товарами.
На заметку
Какие есть перспективы развития технологии дронов
Технология использования дронов для инвентаризации развивается. В ближайшем будущем появятся системы, способные автоматически идентифицировать объекты учета с помощью искусственного интеллекта, проводить трехмерное сканирование помещений и даже бесконтактно измерять параметры товаров. Одно из направлений развития — интеграция дронов с системами умного склада и автоматизированными системами управления запасами. Это позволит создать полностью автоматизированный процесс учета материальных ценностей, который минимизирует человеческий фактор и обеспечит максимальную точность в результатах инвентаризации.
Важная деталь
Каждый беспилотник тяжелее 150 г должен быть зарегистрирован в Росавиации. Регистрацию можно оформить как напрямую в ведомстве, так и через Госуслуги.
Какие плюсы беспилотников покрывают сложности их внедрения
Чтобы использовать дроны при инвентаризации, во-первых, необходимо учитывать требования закона. Беспилотные летательные аппараты надо регистрировать и получать разрешения на их использование (постановление Правительства от 25.05.2019 № 658). Во-вторых, для эффективной работы дронов нужна подготовка. Сотрудников надо обучить, чтобы они умели работать с новыми технологиями и анализировать данные, полученные благодаря им.
Первоначальные затраты на внедрение в работу дронов могут быть значительными, но в долгосрочной перспективе приведут к экономии. Например, не придется доплачивать сотрудникам за переработки при инвентаризации и удастся избежать потерь из-за неправильного подсчета. Чтобы было проще взвесить плюсы и минусы инвентаризации с дронами, смотрите памятку.
Памятка
Основные плюсы и минусы при использовании дронов для инвентаризации
Плюсы ![]() | Минусы ![]() |
---|---|
Инвентаризация проходит быстрее | Необходимо установить станции зарядки |
Сокращаются трудозатраты | Дроны могут столкнуться с препятствиями при движении |
Дроны дают точные данные для учета | Дроны зависимы от электропитания |
Дроны умеют качественно сканировать штрихкоды | Персонал нужно дополнительно обучить работе с дронами |
Полученная информация проходит автоматическую сверку с базой данных | Дроны необходимо регулярно обслуживать |
Можно удаленно проверить состояние товаров и материалов | Есть ограничения по погодным условиям для открытых складов |
Можно постоянно мониторить остатки | Надо потратиться на оборудование и поддержку |
Что нужно, чтобы внедрить дроны для инвентаризации
Во-первых, необходимо выбрать подходящий дрон, который соответствует вашим требованиям. Обратите внимание на время полета и грузоподъемность. Во-вторых, при выборе убедитесь, что дрон оснащен качественной камерой для получения четких изображений, а также дополнительными датчиками для сбора данных. Кроме того, вам потребуется программное обеспечение для обработки данных, полученных с дронов, и интеграции их с вашей бухгалтерской системой.
После того как вы подготовите все необходимое, проведите тестирование. Это поможет выявить возможные проблемы и настроить оборудование и программное обеспечение, чтобы результаты были более точными. Если тестирование оборудования прошло успешно, дрон готов к инвентаризационной работе.
Важная деталь
Учитывать дрон на счетах бухгалтерского учета надо исходя из его характеристик и стоимости.
Как в бухучете отразить покупку дрона
Бухучет дрона зависит от того, к чему он относится: к основным средствам или к запасам. Если подходит под критерии ФСБУ 6/2020 «Основные средства», то учитывайте как ОС (п. 4 ФСБУ 6/2020). Например, срок службы дрона более 12 месяцев, а первоначальная стоимость превышает лимит, установленный в учетной политике. Затраты на приобретение дрона отразите на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а оборудование примите к учету на счет 01 «Основные средства». Если срок службы дрона будет более 12 месяцев, а стоимость меньше лимита по ОС, его учет ведите на забалансовых счетах, а стоимость спишите на текущие расходы (п. 5 ФСБУ 6/2020).
Если дрон соответствует ОС, при его покупке сделайте запись:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (76) отражена стоимость купленного дрона. |
Для вычета НДС по дрону составьте проводки:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76) отражен входной НДС по дрону; |
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 принят к вычету НДС по дрону. |
Введите дрон в эксплуатацию. Проводка будет такой:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 введен дрон в эксплуатацию. |
Если срок службы дрона менее года и он соответствует характеристикам запасов, то отражайте поступление дрона на счете 10 «Материалы» (ФСБУ 5/2019 «Запасы»).
На заметку
Четыре совета, которые помогут начать использовать дроны для инвентаризации
1. Начните с эксперимента на небольшом участке, так сможете посмотреть дрон в работе.
2. Проверьте качество маркировки товаров, чтобы дрон мог счесть информацию.
3. Учтите особенности планировки склада, чтобы дрон мог беспрепятственно перемещаться.
4. Обеспечьте надежное подключение к интернету, чтобы не было сбоев и ошибок.
