

Как убедить банк разблокировать счет
- 1Держите под контролем срок полномочий руководителя
- Как доказать, что они действуют
- 2Не позволяйте банку в одностороннем порядке менять договор
- На какие аргументы опираться, чтобы отстоять условия договора
- 3Исключите признаки подозрительных операций
- Перечень признаков
от дебетового оборота по счету — больше такой суммы налогов безопаснее перечислять в бюджет, чтобы компании не заблокировали Банк-клиент
Банки стали чаще блокировать счета компаний и предпринимателей. По данным общественной организации «Деловая Россия», отказ в проведении операций с начала 2017 года получили уже около 500 000 клиентов.
Банки обязаны информировать Федеральную службу по финансовому мониторингу, когда отказывают провести операцию, открыть счет или расторгают договор расчетно-кассового обслуживания (п. 13 и 13.1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ). Росфинмониторинг сообщает эту информацию в Центробанк. А он в свою очередь рассылает банкам черный список компаний и предпринимателей. Поэтому открыть счета в других банках компаниям и предпринимателям из такого списка очень сложно, а иногда и невозможно. Как удается убедить банк разблокировать счет, смотрите на примере реальных историй.
Держите под контролем срок полномочий руководителя
Банк может заблокировать расчетный счет компании, если посчитает, что у нее нет уполномоченного руководителя. Например, если срок полномочий истек, старому директору их не продлили, а нового не назначили. Даже если директор продолжает исполнять обязанности руководителя компании, банку этого недостаточно. В такой ситуации компанию могут лишить доступа к счету и подписи в системе Банк-клиент.
Заставить банк принимать документы от старого директора можно только через суд. Например, одна компания направила письмо, в котором объяснила ситуацию, привела причины, по которым старый директор исполняет обязанности руководителя, пока не изберут нового, и попросила восстановить доступ к счету. Банк не согласился с доводами компании. Тогда организация обратилась в суд и выиграла дело (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 августа 2017 г. по делу № А40-221878/16-98-2020, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2017 г. по делу № А56-40159/2016).
Аргументы для банка. Ограничивать доступ клиента к деньгам на счете можно только в случае ареста счета или приостановления операций по нему в случаях, предусмотренных законом (ст. 858 ГК РФ). С директором был заключен срочный трудовой договор, по окончании срока действия ни одна из сторон не потребовала его расторгнуть, директор продолжил работу. Значит, договор считается заключенным на неопределенный срок (ч. 4 ст. 58 ТК РФ). Банк в такой ситуации не вправе был лишать компанию доступа к счету. В результате суд обязал банк возобновить обслуживание компании и восстановить директору право первой подписи.
Осторожно
Когда устанавливаете программы банка, например Банк-клиент, прочитайте условия использования и тарифы. Они могут отличаться от бумажного договора с банком.
Совет для компании. Безопаснее не давать банку поводов приостановить обслуживание счета. Внимательно изучите правила расчетно-кассового обслуживания в банке, с которым работает ваша компания, и условия договора с банком. Следите за сроками истечения полномочий руководителя и вовремя их продляйте. Кроме того, можно оформить еще одну подпись на случай отсутствия директора.
Не позволяйте банку в одностороннем порядке менять договор
Банки, чтобы привлечь клиентов, на первое время устанавливают низкие тарифы за обслуживание либо вообще работают бесплатно. Затем тарифы меняют, но изначально в договоре об этом не пишут.
Например, банк самовольно начал списывать с предпринимателя комиссию за ведение расчетного счета, когда операции по нему не проводили. Хотя в договоре нет условий о списании оплаты за месяцы, когда движений по счету нет. При этом об изменении тарифов за расчетно-кассовое обслуживание банк предпринимателя не извещал. Предприниматель обратился в суд с требованием вернуть списанные деньги. Судьи частично удовлетворили требования предпринимателя (решение Арбитражного суда Амурской области от 15 июля 2013 г. по делу № А04-3033/2013).
Аргументы для банка. Услуги банка клиент должен оплачивать на условиях, которые предусмотрены в договоре банковского счета (п. 1 ст. 851 ГК РФ). По договору предприниматель не обязан оплачивать услуги банка за месяцы, когда оборотов по счету не было. В тарифах банка за расчетно-кассовое обслуживание указано, что, если нет оборотов по всем счетам клиента, комиссию за ведение счета банк не списывает. Банк в одностороннем порядке изменил тарифы, но не известил об этом клиента. В этот период услуги фактически не оказывали. Значит, банк списал плату за эти месяцы незаконно.
По договору банк вправе вводить новые услуги, а также изменять тарифы и ставки комиссии в одностороннем порядке, если уведомит клиента за 15 дней до момента изменений. Если клиент находится за пределами города, банк вправе передать програм-мное обеспечение удаленно. Клиент скачал программу, это подтверждает акт передачи. В момент, когда клиент установил программу, по условиям договора он согласился с новыми тарифами банка. Значит, услуги частично были оказаны и часть сумм банк списал правомерно.
Совет для компании. Попросите банк указать в договоре тарифы, которые будут действовать, когда льготный период закончится. Тогда компания сможет вовремя принять решение, продолжать ли работать с банком, а новые высокие тарифы не станут сюрпризом. Не скачивайте программы банка, пока не узнаете условия и стоимость их использования.
Исключите признаки подозрительных операций
Банк может заподозрить компанию в отмывании доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма. Для этого он руководствуется признаками, которые составил Банк России (письмо Банка России от 31 декабря 2014 г. № 236-Т). Перечень таких признаков смотрите в подверстке ниже. Если банк их обнаружит, может запросить пояснения, а затем и заблокировать счет.
Так случилось с компанией, которой банк заблокировал счет из-за платежки. Бухгалтер оформил платежное поручение, но банк обнаружил несколько признаков транзитных операций, не исполнил платеж и заблокировал счет, сославшись на Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ. Компания не согласилась с банком и обратилась в суд с требованием возобновить обслуживание. Судьи поддержали компанию (решение Арбитражного суда Псковской области от 15 августа 2017 г. по делу № А52-1421/2017).
На заметку
Признаки транзитных операций, из-за которых заблокируют счет
Банк посчитает, что через счет компании отмывают деньги, если увидит все эти признаки:
— деньги со счета списывают в течение двух дней со дня их зачисления;
— деньги на счет компании или предпринимателя приходят от большого количества контрагентов, а потом их списывают;
— операции проходят регулярно, как правило, ежедневно;
— операции проходят в течение длительного времени (не менее трех месяцев);
— налоги не платятся либо налоговая нагрузка минимальная;
— со счета не проводят уплату налогов или других обязательных платежей в бюджет либо проводят в маленьких суммах, которые не соответствуют масштабу деятельности компании (письмо Банка России от 31 декабря 2014 г. № 236-Т).
Аргументы для банка. Банк не вправе определять и контролировать движение денег клиента и ограничивать его права распоряжаться деньгами по своему усмотрению, кроме случаев, предусмотренных в законе или договоре (п. 3 ст. 845 ГК РФ). Он обязан проводить для клиента операции, которые предусмотрены законом и банковскими правилами, если в договоре нет других условий (ст. 848 ГК РФ).
Компания, как положено, отчитывается в налоговую. Нарушений Налогового кодекса налоговики не обнаружили. Признаков недостоверности хозяйственных операций при проверках не нашли. Значит, деятельность компании не противоречит закону.
Компанию законно зарегистрировали, поэтому недавняя дата создания и малая численность сотрудников не говорит о подозрительности ее банковских операций. Банк не смог доказать, что компания не представила документы, которые он запросил. Поэтому надо разблокировать счет и восстановить его обслуживание, в том числе дистанционное.
Совет для компании. Дайте банку подробные пояснения. Подкрепите их документами. Если действовали по закону, а банк не принял ваши доводы, обращайтесь в суд. С большой долей вероятности судьи поддержат вашу компанию.
Шпаргалка
Признаки, из-за которых банк посчитает компанию подозрительной
Банк потребует пояснения или заблокирует счет компании, если у нее:
— низкая налоговая нагрузка;
— нет материальной базы для основного вида деятельности;
— нет документов для ответов на запросы банка;
— подозрительные контрагенты, у которых один и тот же директор;
— недавняя дата регистрации;
— минимальные уставный капитал и штат сотрудников;
за правильный ответ


Письмо и уведомление на случай, если надо исправить назначение платежа
Четких правил, чтобы исправить назначение платежа в платежке, нет. Но если вы учтете наши рекомендации, ошибка в платежке не приведет к спору с партнером и лишним налогам.
Когда исправлять ошибку
Часто нужно сделать срочный платеж. Если делаете платежное поручение второпях, легко допустить ошибку. Платежи с ошибочным назначением лучше скорректировать. Чем они опасны, читайте в подверстке ниже. Правил, по которым следует исправлять платежки, нет. Поэтому компании могут сами решить, как это сделать и в какой срок. Но лучше исправить ошибку как можно быстрее. Чем больше времени пройдет, тем сложнее будет доказать, что платежку неверно оформили по ошибке, а не умышленно. Исправленную формулировку в поле «Назначение платежа» могут признать недействительной, если ошибку исправили с большим опозданием, например через полгода (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2014 г. № 12АП-10719/2014).
Как оформить документы
Составьте письмо для контрагента, которому перечисляли деньги. В нем попросите дать согласие изменить назначение платежа. Оформите два экземпляра и подпишите. Будет лучше, если это сделают те же сотрудники, которые подписали неверную платежку. Если это невозможно, пусть распишется любой человек, у которого есть право подписи платежных поручений. Оба экземпляра отправьте получателю денег. Он сделает отметку о том, что согласен с изменением, один экземпляр вернет, а другой оставит себе.
Можно отправить обычное письмо с просьбой согласовать изменение назначения платежа. Но первый вариант удобнее. Во-первых, контрагент сможет ответить быстрее, ему ничего не нужно писать самому, только поставить подписи. Во-вторых, предложение одной стороны и согласие другой будут в одном документе. От получателя денег письмо должен подписать директор или другой сотрудник по доверенности. Образец письма.

- Назначение платежа
Назначение платежа
Приведите верное назначение платежа полностью.- Подпись контрагента
Подпись контрагента
Добавьте специальное поле для подписи контрагента, чтобы он понял, что от него ждут согласие.
Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word
Надо ли уведомлять банк
Безопаснее уведомить банк, что поле «Назначение платежа» в платежке изменилось. Иначе налоговики могут посчитать, что исправлений не было (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июля 2010 г. № А32-46778/2009-63/638). Обычно уведомление банка помогает выиграть спор с налоговой (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2005 г. № Ф04-33051/2005/11525-А70-34).
Иногда суды и без уведомления поддерживают компании (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2009 г. № КА-А40/5514-09, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2010 г. по делу № А35-463/2010). Но если сумма платежа крупная, лучше не рисковать. Отправьте письмо через Банк-клиент или почтой с описью вложений. А еще лучше передайте лично, на своем экземпляре получите отметку о вручении. Даже если банк проигнорирует ваше уведомление, останется подтверждение, что он его получил.
Как составить уведомление, смотрите на образце.

- Назначение платежа
Назначение платежа
Приведите верное назначение платежа полностью.- Копии документов
Копии документов
Приложите копии платежки и письма с согласием контрагента.
Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word
На заметку
Чем опасны ошибки в назначении платежа
за правильный ответ


Сотрудник просит платежки по взносам и НДФЛ
Что сделать: объяснить, что из платежек ничего не видно, рассказать об электронных выписках ПФР и выдать справки 2‑НДФЛ.
Сотрудник переживает, платит ли компания за него НДФЛ и пенсионные взносы. Налог из зарплаты удерживают, но точно ли он доходит до бюджета? Вдруг компания оставляет эти деньги себе. А от взносов зависит будущая пенсия работника. Чтобы проконтролировать компанию, работник требует копии платежек. Аргументирует тем, что по его запросу организация обязана выдать документы, которые связаны с работой (ст. 62 ТК РФ).
Мы разузнали в Роструде, обязана ли компания выполнить просьбу сотрудника. Чиновники считают, что нет. Платежки не связаны с работой сотрудника. В этих документах он не найдет информацию о себе. Ведь и взносы, и НДФЛ компания платит одной платежкой сразу за всех сотрудников. Конкретных фамилий и сумм в платежках нет. Но если сотрудник не верит, можете продемонстрировать ему хотя бы один документ. Информация, которая в нем содержится, — не коммерческая тайна (п. 1 постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35).
Совсем не давать работнику сведений о платежах по взносам и НДФЛ тоже нельзя. Он вправе знать, перечисляют ли за него налоги и взносы. Предложите ему альтернативу.
Чтобы доказать, что компания пере- числила налог на доходы, распечатай- те ему справки 2-НДФЛ. В них есть фамилия работника и сведения о том, какие суммы налогов за него заплатили. Проверить, актуальны ли сведения из 2-НДФЛ, сотрудник сможет через налоговиков. Например, он вправе отправить запрос через сайт ФНС nalog.ru и приложить сканы справок. Только предупредите сотрудника, что справки за текущий год налоговики увидят не раньше, чем вы их сдадите в инспекцию. То есть налог за 2017 год он может сверить после 3 апреля 2018 года. Если ему нужны 2-НДФЛ за прошлые годы, то подтвердить их налоговики смогут уже сейчас.
Узнать, сколько пенсионных взносов вы перечислили за сотрудника, он может лично в ПФР или на сайте gosuslugi.ru. Второй вариант более удобный и оперативный. В разделе «Пенсия, пособия и льготы» есть сервис «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР». Система автоматически подставит сведения о работнике и сформирует запрос в фонд. Ответ на него поступит сразу же. В выписке, которую получит сотрудник, будет вся информация о ваших платежах. Если сотрудник перевел накопления в негосударственный пенсионный фонд, об этом тоже будет отметка.
за правильный ответ
