Можно ли отказаться от регистров учета
Данные из первичных документов регистрируют и накапливают в регистрах бухучета — книгах, журналах, ведомостях и т. д. Но от них могут отказаться те малые предприятия, у которых в месяц происходит не больше 30 хозяйственных операций. Регистрировать их и обобщать информацию они вправе в одном документе — книге учета фактов хозяйственной деятельности (п. 4.1 информации Минфина № ПЗ-3/2015). Форму книги компания вправе разработать самостоятельно.
Те малые компании, которые проводят в учете больше 30 операций в месяц, вправе упростить формы регистров и сократить их количество (п. 4 информации № ПЗ-3/2015). Например, использовать комплект ведомостей, приведенных в типовых рекомендациях, утвержденных приказом Минфина от 21.12.1998 № 64н. Их гораздо меньше, чем в системе регистров из единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий (утв. письмом Минфина СССР от 08.03.1960 № 63).
Если у вашей компании меньше 30 операций в месяц, но в учетной политике утверждены регистры, то их надо вести до конца года. Либо поступить так, как делают некоторые организации: переделать приказ об учетной политике на 2022 год, убрав регистры и добавив форму книги учета хозяйственных операций. Но тогда понадобится вручную заполнить книгу с начала года или перенастроить бухгалтерскую программу.

Как упростить учет доходов и расходов
Малые компании вправе признавать доходы и расходы кассовым методом. То есть не в момент отгрузки или другого момента перехода права собственности, а по мере получения или расходования денег (п. 12 ПБУ 9/99, п. 5 информации № ПЗ-3/2015, п. 18 ПБУ 10/99).
Такой способ упростить учет подходит компаниям на упрощенке. Этот спецрежим предполагает ведение налогового учета кассовым методом. Значит, можно сократить расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом. Но полного совпадения все равно не будет.
К примеру, при расчете налога по упрощенке стоимость сырья и материалов включают в расходы сразу после оплаты поставщику. А в бухучете эти суммы влияют на финансовый результат только в той части, которая приходится на себестоимость выпущенной продукции. И лишь после ее реализации.
Для компаний на общем режиме кассовый метод в бухучете лишь усложнит расчет показателей баланса и отчета о финансовых результатах. Ведь чтобы определить себестоимость товаров, понадобится не только отгрузить их, как при методе начисления, но еще и отследить оплату. Еще сложнее высчитывать доли оплаченных и неоплаченных материалов, задействованных в производстве.
Кроме того, надо заранее учесть, что при кассовом методе сложнее вести учет зарплаты, так как в расходы ее можно включать только в части выданных сумм. А НДФЛ и взносы — после их уплаты.
ПРИМЕР 7
От каких правил бухучета вправе отказаться малые предприятия
От чего можно отказаться | Как это упростит работу |
---|---|
От метода начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99) | Малые компании вправе применять кассовый метод. Тогда, к примеру, поступившие авансы будут формировать доходы, как только деньги поступят в кассу или на расчетный счет. А выданную предоплату надо списывать, только когда ее отработает контрагент |
От учета постоянных и временных разниц и соответствующих им налоговых активов и обязательств (п. 2 ПБУ 18/02) | Из рабочего плана счетов можно исключить счета 09 и 77 |
От полного рабочего плана счетов (приказ Минфина от 21.12.1998 № 64н) | План счетов можно сократить так: — применять счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 11 — использовать счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26 |
От формирования оценочных обязательств (п. 3 ПБУ 8/2010) | Не надо делать отчисления в резервы, а отпускные и затраты на гарантийный ремонт можно списывать сразу |
От корректирования учета и отчетности ретроспективно (п. 9 ПБУ 22/2010) | Исправить существенные ошибки можно в том периоде, в котором они обнаружены |
От включения расходов по займам в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008) | Учитывать все проценты по займам и кредитам можно в составе прочих расходов на счете 91 |
От составления всех форм бухгалтерской отчетности и приложений к ним, расшифровки и пояснения показателей баланса ( п. 6, 6.1 приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н) | Можно сдавать только баланс и отчет о финансовых результатах. Кроме того, в бухгалтерской отчетности необязательно детализировать отдельные группы статей. Показатели достаточно привести обобщенно, по группам статей |

Можно ли отказаться от бухгалтерских проводок
Микропредприятия вправе не применять двойную запись при ведении бухучета (п. 2.1 информации № ПЗ-3/2015). Если вы решили отказаться от проводок, то хозяйственные операции достаточно регистрировать в едином документе. Например, в книге учета по форме № К-2 МП. При этом нужно соблюдать хронологическую последовательность, а доходы и расходы отражать непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. К примеру, отдельно собирайте суммы доходов и расходов по статье «Основные средства», отдельно формируйте показатель «Запасы» и т. д.
