
Бухгалтерия кричит о помощи: внутренний аудитор мучает коллектив
Давайте выручать бухгалтеров одной из московских компаний. Уже несколько месяцев они страдают из-за внутреннего аудитора, который, похоже, делает все, чтобы их дружный коллектив распался. Историю коллег публикуем здесь на условиях анонимности. Трудовые юристы и практикующие психологи уже подсказали, как сохранить бухгалтерию и нейтрализовать токсичного проверяющего. А что порекомендуете вы? Расскажите в чате.
Аудитор бухгалтеру волк
Весной 2022 года в одну из московских компаний устроился внутренний аудитор. Бухгалтеры воодушевились: будет теперь реальная подмога. Наконец-то в коллективе есть человек, который сможет отлавливать ошибки до того, как о них узнают налоговики и другие проверяющие. Но ожидания и реальность не совпали.
Первое время аудитор тихонько сидел у себя в кабинете и изучал документы. Смотрел все подряд: налоги и взносы, проводки, зарплатные расчеты и т. п. В разговоры с коллегами не ввязывался, никого ни о чем не спрашивал, заинтересованности в жизни компании не демонстрировал. «Нелюдимый», — говорили одни бухгалтеры. «Стеснительный», — объясняли другие. Только ни тот ни другой эпитет аудитору в итоге не подошел. Вскоре коллегам стало ясно: дело они имеют с тем самым токсичным сотрудником, который способен отравить жизнь всему коллективу.
По мере того как аудитор изучал документы, он стал приходить в бухгалтерию и сообщать об ошибках. Но конструктивного диалога, на который рассчитывали бухгалтеры, не получалось. Вместо этого аудитор начал в хамской форме тыкать бухгалтеров в недочеты. Молоденькая девушка на участке документооборота, которая работает недавно, к такому готова не была. Ее одну из первых отчитали за ошибки, и от неожиданности она даже расплакалась. Женщины постарше бурных эмоций себе не позволяли, но и позитива нагоняи от аудитора им не добавляли.
Единичным разносом внутренний аудитор не ограничился. Вот уже несколько месяцев он чуть ли не ежедневно приходит в бухгалтерию, чтобы отчитать коллег как провинившихся школьников. Постоянно находит, к чему придраться, за ошибки ругает, а помощи в их устранении не оказывает. Его коронная фраза, по словам бухгалтеров: «Изучи матчасть и сама разберись, как надо поправить». Вот что рассказывает о нем Екатерина из той самой бухгалтерии: свой рассказ она попросила опубликовать без фамилии и фото.
![]() |
Бухгалтеры жалуются, что работать в компании стало морально тяжело. Вроде бы все, как прежде, работа все та же, но атмосфера угнетает. И всему виной новый коллега-аудитор. Вот что о ситуации в бухгалтерии говорит Татьяна — она трудится в том же отделе.
![]() |
Мы попросили практикующих трудовых юристов и психологов подсказать, как сохранить коллектив, нейтрализовать токсичного аудитора и сберечь нервы. Смотрите, что они посоветовали.
Повлиять на аудитора сложно, но можно
Внутренний аудитор, который ежедневно треплет нервы бухгалтерам, ТК не нарушает. Свою работу он выполняет, хотя и не в той форме, на которую рассчитывали бухгалтеры. Так считает юрист Екатерина Серякова. Но повлиять на токсичного аудитора можно.
![]() |
Похожие рекомендации дает и юрист Мария Поляк. По ее мнению, ТК не обязывает работника вежливо относиться к коллективу. Но компания вправе установить такое правило во внутренних актах (ст. 189 ТК).
![]() |
Адвокат Олеся Умрихина считает, что внутренний аудитор тоже ошибается, как и любой человек. Этим можно воспользоваться.
![]() |
Чтобы сохранить нервы, от аудитора надо отгородиться
Психологи считают, что от аудитора можно и нужно защищаться. Более того, бухгалтерам это жизненно необходимо, иначе можно окончательно выгореть. Вот что советует практикующий психолог Александра Фокина.
![]() |
Еще Александра Фокина рекомендует использовать в общении с аудитором специальные нейтрализующие высказывания. Их можно говорить в ответ на его «укусы»:
— Ваши эмоции понятны, мы можем идти дальше?
— Вы на нас давите (произнести спокойным утвердительным тоном).
— В этом содержится какой-то вопрос для меня?
— Вы переходите границы.
— Конкретизируйте.
— Ваши предложения?
Психолог Ирина Сережкина объяснила: человек, который самоутверждается за счет других людей, глубоко не уверен в себе. Проблема тянется из детства — во взрослом возрасте так себя ведут люди, которые сами когда-то были объектом чьего-то самоутверждения. Вот что можно предпринять в общении с таким сотрудником.
![]() |


Незаменимый главбух: что предпринять, чтобы шеф в вас души не чаял
Если тревожитесь, что из-за кризиса директор решит сэкономить на бухгалтере, прочитайте эту статью. Мрачные мысли сразу улетучатся, ведь в ваших руках окажется пять действенных установок от главбуха-психолога Ирины Морозовой. Используйте их в работе, и руководитель будет видеть в вас не формального подчиненного, а соратника и даже партнера по бизнесу. И уж точно не захочет с вами расставаться ни при каких обстоятельствах.
ИРИНА МОРОЗОВА — психолог, аудитор, главный бухгалтер и финансовый директор. Работает 17 лет в финансах и 10 лет в психологии. Пишет психологические статьи и курсы для популярных бухгалтерских изданий.

Проявляйте инициативу
Чтобы сохранить бизнес, удержать позиции или занять новую долю рынка, руководитель компании каждый день принимает решения. Главбух и финансовый директор прекрасно знают, что управленческое решение, принятое на базе расчетов и цифр, более верное и надежное. Ведь оно позволяет просчитать последствия ошибки.
Попробуйте проявить инициативу, пообщаться с директором и понять, чем еще, кроме бухгалтерской и налоговой отчетности, можете быть полезны бизнесу. Какую информацию способны собрать для руководителя, каких экспертов-консультантов по смежным сферам предложить, чтобы директор был спокоен за финансовую безопасность бизнеса.
Например, компания планирует открыть филиал в другой стране. Вы можете найти там специалистов, которые проконсультируют по вопросам регистрации компании, выбору системы налогообложения и налоговой нагрузке. Возможно, они даже подскажут, к кому можно обратиться за бухгалтерским сопровождением иностранного филиала.
На заметку
Статьи из «Главбуха», которые помогут бухгалтеру взять эмоции под контроль
Приносите решения, а не проблемы
Мало кто из руководителей разбирается в бухгалтерии настолько, чтобы оперировать профессиональными терминами, делать выводы из писем Минфина и ФНС, анализировать судебную практику. Поэтому, когда бухгалтер приходит к директору с рабочей проблемой и ждет от него решения, руководителю сложно с ходу в ней разобраться. Он может передать ответственность бухгалтеру: «Реши сама».
Как вам обезопасить себя, действуя в подобных ситуациях? Объяснять директору проблему простым небухгалтерским языком и сразу предлагать несколько решений на выбор.
Например, менеджер принес в бухгалтерию подписанный договор, который не был заранее согласован с финансовым отделом. Вы изучили документ и видите в нем риски. Как поступить? Проще всего пойти к директору и нажаловаться, что менеджер поступает в обход регламентов. Только вот что директору делать с этим знанием: откладывать свои дела, разбираться с менеджером, искать решение? Вряд ли этот вариант его устроит. Эффективнее другая стратегия. Сообщите руководителю, что вы обнаружили нарушение регламента, и вот, к примеру, два решения на выбор. Пусть директор скажет, какое из них стоит взять в работу.
Работайте на результат
В коммерческой компании цель ведения бизнеса — прибыль. И по опыту бухгалтеры в этом вопросе делятся на две категории. Одни считают налоги с запасом, не оформляя дополнительные документы, потому что нет времени. Рассуждают так: «Лучше побольше заплатить, чтобы не было претензий от налоговой». Другие, наоборот, заинтересованы в том, чтобы сэкономить деньги. Они прорабатывают законные варианты экономии на налогах и оформляют дополнительные бумаги, чтобы обосновать расходы по максимуму.
Руководители ценят бухгалтеров, которые относятся ко второй категории. Ведь эти специалисты способны просчитать налоговую нагрузку компании и в цифрах показать результаты налоговой оптимизации. Такой бухгалтер даже в период кризиса может рассчитывать на повышение зарплаты или премию по результатам работы.
Качайте soft skills
Речь идет о так называемых надпрофессиональных навыках. К примеру, это навыки управления коллективом и временем, переговоров, умение принимать решения, учиться и т. п. Эти способности актуальны в любое время и повышают ценность бухгалтера.
Словарь
Термин soft skills с английского переводится как «мягкие навыки». Это навыки, которые помогают специалисту решать жизненные задачи и работать с людьми.
Например, мегапрофессиональный главбух, который привык работать один, может не справиться, если возьмет себе помощников. Без навыков управления командой и решения конфликтов ему будет сложно ставить задачи подчиненным контролировать весь рабочий процесс бухгалтерии.
Составьте список надпрофессиональных навыков, которые пригодятся вам в ежедневной работе. Лучше начать с прокачки тех способностей, которые у вас уже неплохо развиты, но хотелось бы лучше. Помогут тематические тренинги, вебинары и марафоны, которые можно проходить в режиме онлайн без отрыва от производственного процесса.
Позаботьтесь об эмоциональном состоянии
Дергающийся глаз бухгалтера не добавит спокойствия директору за финансы компании. А вот спокойный уверенный профессионал, который в сложных ситуациях сразу занимается поиском решения, — большая ценность для руководителя. Поэтому старайтесь следить за своим эмоциональным состоянием, избегать перегрузок и проще смотреть на многие вещи, из которых состоит ваша жизнь.


Из-за санкций нарушили условия госконтракта. В чем риск?
Чем рискуете: заказчик может в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, а также потребовать, чтобы вашу компанию внесли в реестр недобросовестных поставщиков. Но если докажете, что не исполнили контракт из-за санкций, в реестр не попадете.
Из-за санкций участники закупок столкнулись с трудностями при покупке импортной продукции, из-за чего не смогли в полном объеме выполнить условия контрактов. К примеру, нарушили сроки поставки или вовсе не поставили товары. В ряде случаев заказчики отказываются от исполнения таких контрактов в одностороннем порядке. А еще обращаются в ФАС и просят, чтобы исполнителя включили в реестр недобросовестных поставщиков. Бухгалтеры интересуются: можно ли обойти стороной этот реестр? Да, и вот почему.
Если докажете, что не смогли исполнить контракт из-за санкций недружественных государств и международных организаций, то комиссия ФАС не станет вносить компанию в реестр недобросовестных поставщиков (постановление Правительства от 21.03.2022 № 417). Причина в том, что нарушение логистических цепочек из-за санкций относится к обстоятельствам непреодолимой силы. А значит, повлиять на ситуацию исполнитель контракта не в силах.
Чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, соберите подтверждающие документы и сведения (новость от 15.11.2022 на сайте ФАС →fas.gov.ru). Какие — не имеет значения, закрытого перечня таких бумаг нет. Главное, чтобы из содержания документов проверяющие могли увидеть связь между санкциями и нарушением условий контракта. То есть важно доказать, что события развивались последовательно: от введения санкций до невозможности исполнить контракт.
В качестве подтверждающих документов, например, подойдут письма от логистических компаний, производителей и поставщиков о задержке или невозможности поставки. Сохраните переписку с заказчиком, из которой видно, что вы пытались исполнить контракт и предупреждали контрагента о возможных задержках. Соберите запросы отечественным производителям или в Минпромторг, если пытались найти на российском рынке доступные аналоги необходимых товаров.
Имейте в виду, что избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков не получится, если санкции ввели только в отношении заказчика. Это не основание для того, чтобы поставщик не исполнял контракт (письмо Минфина от 08.04.2022 № 24-01-09/29768).
