ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Апрель 2025года
Налоги, бухучет и взносы
Личный опыт

Как главбух отучила директора тратить на себя деньги с корпоративной карты

Корпоративная карта в руках расточительного директора — мина замедленного действия. Главбух Ирина Станкевич-Кошкина рассказала, как ей пришлось прикрывать личные траты руководителя перед налоговиками. Узнайте, как удалось уйти от доначислений и почему директор больше не пользуется корпоративной картой. Комментарии налоговиков помогут на случай, если столкнетесь с такой же проблемой.

ИРИНА СТАНКЕВИЧ-КОШКИНА — главбух из Москвы. С отличием окончила Московский институт банковского дела, факультет бухгалтерского учета, анализа и аудита. В бухгалтерии работает 18 лет, из них 11 лет главбухом. Увлекается кинологией: прошла специализированные курсы кинологов и в свободное время дрессирует своего шпица.

Какой максимальный срок вы установили для отчета директора о тратах по корпоративной карте?
31% Месяц
29% Три рабочих дня
16% Как получится
9% Неделя
6% Квартал
5% Другой вариант
3% Больше полугода
1% Полгода
Источник: →t.me/eglavbukru

«Зачем вам мой отчет по корпоративной карте?»

Вопрос директора компании, где я работала главбухом, поставил меня в тупик: зачем отчитываться по расходам с корпоративной карты? Я ответила: «Илья Александрович, расчеты через корпоративную карту налоговики считают выдачей денег под отчет. Поэтому надо подтвердить, что траты были на нужды компании. Иначе проверяющие посчитают это вашим доходом».

Бухгалтеру приходится вникать во все траты по бизнес-карте. Без этого не получится определить расходы, которые можно списать в налоговом учете. Мое правило номер один: обязательно запрашиваю у банка выписки-расшифровки. Еще можно записать в обязанности работников вести реестр расходов по карте с указанием цели расходов. Реестр облегчает проверку авансового отчета. Такое я практиковала на прошлой работе.

Знаю, что налоговики тоже анализируют траты по банковской выписке, при необходимости запрашивают первичку. У меня был случай, когда инспекция прислала требование уже с расшифровкой по бизнес-карте, где отметила то, что, по ее мнению, не относится к деятельности организации.

С нашим директором оказалось все сложно. Заставить его что-то дополнительно расшифровывать — задача почти невыполнимая. Лучше не пытаться, если, конечно, хочешь дальше работать в этой компании. Неудивительно, что мы дождались претензий налоговой.

Бизнес отдельно, моделирование бороды отдельно

Корпоративная карта нашего директора не осталась незамеченной. За год по ней прошло около 12 млн руб., то есть по 1 млн за месяц. В общем, получили мы в ходе камералки требование о представлении пояснений.

С подтверждающими документами было не все хорошо, да и траты оказались неоднозначными. Только половину расходов можно было привязать к бизнесу. Другую половину было трудно соотнести с компанией: покупка техники, магазин элитного алкоголя, рестораны, офтальмолог и регулярный барбершоп с услугами по моделированию бороды. Все вместе примерно 500 000 руб. ежемесячно.

Надо было подумать, как оправдать расходы. Поэтому мы решили отложить момент объяснения с инспекторами.

Стратегия защиты: тянуть время

Важная деталь

Сроки, в которые сотрудники должны отчитаться о потраченных средствах, компания устанавливает самостоятельно в локальных документах.

Для начала мы технично отписались налоговикам. Мол, перепроверим еще раз все расходы и подтверждающие документы, если потребуется, сдадим уточненку. Но недели через две нас вызвали на комиссию. Я пошла вместе с директором. Беседа была достаточно жесткой, налоговики настаивали на уточнении НДФЛ и расчета по страховым взносам. Мы выслушали и взяли тайм-аут.

Рассуждали так. Максимальный срок для подготовки авансового отчета по корпоративной карте у нас был установлен год, для обычных подотчетов — квартал. Поэтому можем ответить налоговикам, что по некоторым тратам по карте срок подотчета еще не вышел.

В итоге пришли к выводу, что отсрочка не решит проблему. Во-первых, нестандартно выгодные условия для директора точно вызовут вопросы налоговиков. Во-вторых, сдам я, к примеру, годовой РСВ, начнется камеральная проверка, и налоговики опять возобновят свои мероприятия. Просто так они не отстанут.

Удлинять срок подотчета не имеет смысла. Траты по корпоративной карте прозрачны, видно куда уходят деньги. Если расходы очевидно не имеют никакого отношения к бизнесу, инспекторы признают подотчетные доходом, даже несмотря на то что дата отчета обозначена.

Сначала покупки, потом кредит

Директору все же пришлось покрыть расходы своими деньгами. Он взял в банке потребительский кредит и внес на корпоративную карту 6 млн руб., чтобы возместить траты на личные цели. Оформили все служебной запиской. Эту часть подотчетных мы бы, скорее всего, не смогли отбить у налоговиков. По остальным подотчетным убедили проверяющих, что траты связаны с нуждами бизнеса. Сейчас налоговики от нас отстали.

Мы не стали оформлять потраченные суммы как заем, хотя некоторые юристы советовали так поступить. Переделывать документооборот задним числом директор не захотел, я его в этом поддержала. Не думаю, что налоговая спокойно отреагировала бы на договор займа, появившийся после их требования и комиссии. Если бы мы пошли таким путем, точно нажили серьезные проблемы с налоговой.

История преподала директору урок — корпоративной картой он перестал пользоваться. Для личных нужд использует зарплатную карту, а крупные покупки совершает за счет дивидендов. Хорошо, что чистая прибыль у компании есть.

Выводы сделала и я. Проблему с личными тратами по корпкарте надо решать своевременно. Если заметили, что карта используется как личный кошелек, надо сразу бить тревогу. Предупредить директора о рисках доначислений. И предложить вернуть то, что потратил.

8
Апрель 2025года
Налоги, бухучет и взносы
ЕНС

Правила для налоговых платежей поменяют: к чему готовиться

Еще больше платежей компании будут перечислять в качестве ЕНП. Появится новая возможность узнать о начисленных пенях. У налоговиков мы выяснили, каких изменений по ЕНС ждать бухгалтерам в ближайшее время.

Изменение 1. В ЕНП включат больше платежей

Стоит ждать новых поправок в НК в части ЕНС. В состав единого платежа опять добавят страховые взносы на дополнительное соцобеспечение членов летных экипажей и работников угольной промышленности (ст. 429 НК). Допвзносы за таких сотрудников с 1 января 2025 года вывели из ЕНП (п. 14 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ). Теперь налоговики подготовили поправки, которые предоставят возможность платить эти взносы как на ЕНС, так и на отдельный КБК.

ФНС задумала поправки, потому что действующая система создает неудобства как для бизнеса, так и для налоговиков. У компаний одновременно может возникнуть переплата ЕНП и задолженность по допвзносам. Инспекторы вправе в таком случае делать зачеты. Но возникает проблема, когда инспекторы увидели недоимку и перекинули деньги на КБК допвзносов, а затем компания с опозданием заплатила допвзносы сама. Получается двойная уплата по КБК и недоимка на ЕНС. Решить это можно только заявлением о зачете (см. схему). Без участия компании вернуть деньги на ЕНС инспекторы уже не могут.

Помимо допвзносов, есть и другие платежи, которые компании отправляют на отдельные КБК. Тенденция такова, что все больше платежей в бюджет будет «притягиваться» к ЕНС. Например, сначала планировали, что турналог надо будет платить на свой КБК, а потом все-таки включили в состав ЕНП. Возможно, то же самое ждет НДФЛ иностранцев и другие налоги и сборы, которые остаются вне единого счета.

В любом случае, если есть выбор, как платить — ЕНП или на отдельный КБК, лучше отправляйте средства ЕНП, чтобы не возникала ситуация, описанная на схеме выше. Это рекомендация налоговиков. Так избежите лишних списаний с ЕНС и мучений с зачетами.

Шпаргалка

Какие еще налоговые платежи перечисляют на отдельные КБК

Только на отдельный КБК можно платить:

— НДФЛ иностранцев;

— госпошлину, в отношении которой судом не выдан исполнительный документ.

Можно перечислять на ЕНП или на свой КБК:

— налог на профессиональный доход;

— сборы за пользование объектами животного мира;

— сборы за пользование водными биоресурсами.

Изменение 2. Расчет пеней отследите онлайн

Уже в 2025 году вы увидите в личном кабинете ФНС раздел с расчетом пеней. Сначала обновится кабинет компаний, потом ИП.

Информативность в новом разделе будет схожа с новой справкой о сальдо. В ней отражают пени за все время существования ЕНС с подробным расчетом каждого значения.

На заметку

Физики будут пользоваться новым аналогом ИНН

Уже с 2025 года физлица вправе в налоговых декларациях, заявлениях или иных документах вместо ИНН ставить ЕРН (единый регистрационный номер). Например, в 3-НДФЛ. Этот номер добавят и в справку о сальдо. ЕРН — это новый код, его автоматически присваивают всем физикам. Узнать свой ЕРН можно в личном кабинете ФНС. →lkfl2.nalog.ru

8
Апрель 2025года
Налоги, бухучет и взносы
Большая разница

Обращение и жалоба в ФНС: в чем отличия и как не запутаться

Что с чем путают: считают, что обращение и жалоба в налоговую это одно и то же.

Главное отличие: в обращении могут быть просьбы или сообщения. Жалоба — это конкретная просьба о восстановлении нарушенных прав. Обращение более общее понятие, чем жалоба.

Важная деталь

Отследить движение по любому обращению в ФНС можно через сервис «Узнать о жалобе». →service.nalog.ru/complaints.do

Рассказываем об отличиях между письменным обращением и жалобой. На первый взгляд это одно и то же, но на самом деле есть отличия. Важно видеть разницу, потому что от этого зависят способ отправки вашего запроса, сроки ответа на него и результат, которого вы можете добиться. Поясним, в каком случае писать обращение, а в каком — жалобу.

Обращение. Это общий термин, для разных видов обращений: предложения, заявления, жалобы или устного обращения в госорганы (Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Под термин «обращение» подпадают и запросы информации (Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ). Повод для обращения в налоговую может быть практически любой. Вы вправе задать вопрос по исчислению или уплате налога, попросить какой-то документ и т. д. Но учитывайте ограничение. Налоговики не станут отвечать, если вы просите дать оценку какой-то ситуации.

Есть несколько вариантов, как направить обращение в налоговую. Это можно сделать в бумажном виде — по почте или лично, а также в электронном — через сервис «Обратиться в ФНС России», личный кабинет на сайте ФНС или сайт «Госуслуги».

Максимальный срок ответа на запрос — 30 календарных дней после регистрации обращения (ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ, п. 54 и 66 Административного регламента, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343). Продлить рассмотрение налоговики могут только один раз и не более чем на месяц. Вам должны об этом сообщить.

Жалоба. Это обращение, в котором вы выражаете несогласие с чем-то конкретным и просите восстановить ваши нарушенные права. Распространенные причины жалоб — несогласие с решениями по проверкам, требованиями, неправомерные действия или бездействие налоговиков. Например, отказ в приеме декларации, зачете или возврате, заморозка операций по счетам, вызов на допрос и т. д. Порядок рассмотрения жалоб четко прописан в НК, инспекторы не могут от него отступить (гл. 19, 20 НК). Результаты проверок ККТ обжалуют в особом порядке (ст. 41 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Жалобы обычно подают в региональное управление или вышестоящую инспекцию (п. 1 ст. 138 НК). Сейчас жалобу может рассмотреть сама инспекция в короткие сроки — семь рабочих дней (ст. 140.1 НК). Правда, под упрощенный порядок не подпадают жалобы на решения по проверкам и налоговым правонарушениям (ст. 101, 101.4 НК).

Для отправки большинства жалоб сервис «Обратиться в ФНС России» не подходит

Срок принятия решения по жалобе зависит от того, какую жалобу подавали: если обжалуете требования, действия, бездействие — 15 рабочих дней со дня получения, если решение по проверке — месяц (п. 6 ст. 140 НК). Этот срок могут продлить — увеличить вдвое.

Жалобу можно направить на бумаге через представителя или по почте. В электронном виде жалобу составляют на утвержденном бланке и отправляют по ТКС или через личный кабинет (приказ ФНС от 02.09.2024 № ЕД-7-9/693).

Обратите внимание, что сервис «Обратиться в ФНС России» не подходит для отправки жалоб на решения по проверкам и правонарушениям, на действия и бездействие ИФНС. Однако через этот сервис компании и ИП могут отправить жалобу на решения регистрирующего органа (Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Может возникнуть путаница, так что будьте внимательны. Есть пример дела, когда суд отказался рассматривать иск компании из-за неправильно поданной жалобы в УФНС. Арбитры посчитали, что компания нарушила досудебный порядок обжалования. Организация ошибочно подала жалобу на решение по проверке через электронную форму обращения. Еще и не указала в тексте, что не согласна с решением. Налоговики рассмотрели бумагу как обращение. Суд не нашел в этом нарушений (определение Верховного суда от 27.10.2022 № 306-ЭС22-19926). Поэтому, прежде чем подавать жалобу, проверьте, чтобы она была составлена по форме.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.